Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - о паводках как серьезном вызове для региональной политики Кремля
10.04.2024
3. Вообще нахождение губернаторов в постоянном контакте с локальными лидерами общественного мнения позволяет в кризисных ситуациях уже на ранних этапах снизить напряженность и выстраивать конструктивный диалог с жителями. Опираться на то, что сопротивляется, - такова логика устойчивой власти. В этом смысле показателен опыт Самарской области, где губернатор Дмитрий Азаров периодически проводит масштабные совещания с активом многоквартирных домов, а тематический региональный форум «Мой дом» собрал в марте более 10 тыс. участников. У глав регионов в начале кампаний-2024 появляется новый стимул при формировании лояльного пула кандидатов проводить отбор не по статусно-бюрократическому принципу, но прежде всего с учетом способности вести работу с локальными сообществами, в том числе с протестной средой. В 2024-2026 годах это может усилить тренд на продвижение в представительные органы власти системных общественников и представителей социально ориентированных НКО.
4. Ряд губернаторов даже на фоне более оптимистичных прогнозов об уровне паводков заранее начали подготовку масштабных антикризисных мер. Тем не менее, контроль федерального центра за подготовкой регионов к подобным ЧС с высокой вероятностью возрастет. Это может усилить влияние на региональную политику правительственной комиссии по координации работы по предупреждению и ликвидации последствий паводков. Не исключено, что со временем акцент в ее работе будет сделан именно на профилактические мероприятия. Возможно, усилится взаимодействие в этом вопросе между МЧС, полпредами и прокуратурой.
5. Возбуждение СКР уголовного дела по факту прорыва дамбы в Орске может стать началом серии расследований о нарушениях норм в сфере строительства гидротехнических и иных сооружений, а также распределения бюджетных средств на эти цели — прежде всего в регионах, наиболее подверженных паводкам. Не исключено, что в ряде регионов, где в апреле-мае 2024 года будут назначены новые врио, ревизия в этой сфере может стать частью предвыборной повестки.
Ссылка
1. Масштабные паводки в ряде регионов мотивируют Кремль не только усилить контроль за деятельностью губернаторов в сфере подготовки к ЧС и строительства необходимой инфраструктуры, но и существенно усилить внимание к коммуникативным навыкам основных кандидатов на посты губернаторов и глав муниципалитетов. Реплика Дмитрия Пескова в связи с проблемой паводков о том, что «все руководство муниципальное, районное, региональное находится в прямом контакте с населением», де-факто может означать следующее: повышение эффективности работы каналов обратной связи является жестким требованием федерального центра к главам субъектов.
2. Губернатор Оренбургской области Денис Паслер еще до назначения врио главы этого региона в 2019 году имел опыт публичной политической работы — в качестве депутата заксобрания и премьера Свердловской области. Поэтому неоправданно резкий стиль общения главы Оренбуржья с инициативной группой жителей, скорее всего, получит жесткую оценку федцентра - хотя, возможно, и в непубличном порядке. Тактически эта ситуация, безусловно, усиливает нисходящий тренд влияния Паслера, делая вероятность его замены до лета заметно выше средней. Стратегически — может стимулировать укрепление региональных внутриполитических блоков кадрами с опытом эффективной работы в субъектах с высокой локальной протестной активностью. А также мотивировать Кремль поставить перед губернаторами задачу в ходе рабочих поездок по муниципальным образованиям больше внимания уделять именно прямой коммуникации с жителями. Это может подтолкнуть команды губернаторов плотнее работать с муниципальной повесткой, а местные отделения ОНФ и «Единой России» - в рамках обучения региональных отделений сделать акцент на отработке навыков взаимодействия с протестными группами.
3. Вообще нахождение губернаторов в постоянном контакте с локальными лидерами общественного мнения позволяет в кризисных ситуациях уже на ранних этапах снизить напряженность и выстраивать конструктивный диалог с жителями. Опираться на то, что сопротивляется, - такова логика устойчивой власти. В этом смысле показателен опыт Самарской области, где губернатор Дмитрий Азаров периодически проводит масштабные совещания с активом многоквартирных домов, а тематический региональный форум «Мой дом» собрал в марте более 10 тыс. участников. У глав регионов в начале кампаний-2024 появляется новый стимул при формировании лояльного пула кандидатов проводить отбор не по статусно-бюрократическому принципу, но прежде всего с учетом способности вести работу с локальными сообществами, в том числе с протестной средой. В 2024-2026 годах это может усилить тренд на продвижение в представительные органы власти системных общественников и представителей социально ориентированных НКО.
4. Ряд губернаторов даже на фоне более оптимистичных прогнозов об уровне паводков заранее начали подготовку масштабных антикризисных мер. Тем не менее, контроль федерального центра за подготовкой регионов к подобным ЧС с высокой вероятностью возрастет. Это может усилить влияние на региональную политику правительственной комиссии по координации работы по предупреждению и ликвидации последствий паводков. Не исключено, что со временем акцент в ее работе будет сделан именно на профилактические мероприятия. Возможно, усилится взаимодействие в этом вопросе между МЧС, полпредами и прокуратурой.
5. Возбуждение СКР уголовного дела по факту прорыва дамбы в Орске может стать началом серии расследований о нарушениях норм в сфере строительства гидротехнических и иных сооружений, а также распределения бюджетных средств на эти цели — прежде всего в регионах, наиболее подверженных паводкам. Не исключено, что в ряде регионов, где в апреле-мае 2024 года будут назначены новые врио, ревизия в этой сфере может стать частью предвыборной повестки.
Ссылка