у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Россия и страны MENA: сотрудничество, коммуникации, перспективы развития отношений

Россия и страны MENA: сотрудничество, коммуникации, перспективы развития отношений 02.05.2024

  1. Рос­сия и стра­ны MENА: клю­че­вые трен­ды 2023-2024

Ак­ти­ви­за­ция кон­так­тов Рос­сии со стра­на­ми MENA (Ближ­не­го Во­сто­ка и Се­вер­ной Аф­ри­ки), вза­им­ной экс­пан­сии биз­не­са Рос­сии и MENA про­ис­хо­дит в сле­ду­ю­щих усло­ви­ях.

1. Уси­ле­ние угроз без­опас­но­сти на ряде осо­бо зна­чи­мых транс­порт­ных марш­ру­тов (на­при­мер, про­хо­дя­щих че­рез Крас­ное море), что спо­соб­ству­ет ро­сту ин­те­ре­са ру­ко­вод­ства и биз­нес-со­об­ще­ства ней­траль­ных го­су­дарств к логиcти­че­ским про­ек­там с уча­сти­ем Рос­сии. Од­ним из них стал Меж­ду­на­род­ный транс­порт­ный ко­ри­дор «Се­вер-Юг», за­ин­те­ре­со­ван­ность в раз­ви­тии ко­то­ро­го ра­нее про­яв­ля­ли пред­ста­ви­те­ли це­ло­го ряда стран MENA (пре­жде все­го Иран, ко­то­рый яв­ля­ет­ся од­ним из клю­че­вых зве­ньев марш­ру­та).

В 2023 году за­ме­сти­тель ген­ди­рек­то­ра АНО «Ди­рек­ция меж­ду­на­род­ных транс­порт­ных ко­ри­до­ров» Сер­гей Са­бу­ров от­ме­чал, что уже в 2024 году гру­зо­обо­рот по это­му марш­ру­ту дол­жен до­стичь 20,5 млн тонн, а по про­гно­зам Минэко­но­мраз­ви­тия РФ к 2030 году этот по­ка­за­тель мо­жет вы­рас­ти как ми­ни­мум до 25 млн. тонн.

Для рос­сий­ских ком­па­ний этот ко­ри­дор мо­жет со­здать допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для экс­пор­та оте­че­ствен­ных то­ва­ров (в т.ч. про­дук­ции АПК и ми­не­раль­ных удоб­ре­ний) на рын­ки стран «Гло­баль­но­го Юга», а для го­су­дарств Боль­шо­го Ближ­не­го Во­сто­ка и Юж­ной Азии — для со­кра­ще­ния сро­ков и сто­и­мо­сти пе­ре­во­зок с це­лью до­став­ки сво­их то­ва­ров в Ев­ро­пу. Без­услов­но, пол­но­стью по­доб­ный по­тен­ци­ал МТК «Се­вер-Юг» мо­жет быть рас­крыт уже бла­го­при­ят­ных из­ме­не­ний в от­но­ше­ни­ях Рос­сии и ЕС, но се­рьез­ные биз­нес-иг­ро­ки по­ни­ма­ют: го­то­вить­ся к та­кой пер­спек­ти­ве необ­хо­ди­мо за­бла­го­вре­мен­но.

Кро­ме того, МТК «Се­вер-Юг» со­зда­ет до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для раз­ви­тия ряда ре­ги­о­нов Рос­сии, в тои чис­ле в рам­ках сов­мест­ных про­ек­тов со стра­на­ми MENA (по­дроб­нее — в раз­де­ле 4).

2. По­яв­ле­ние до­пол­ни­тель­ных угроз для про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти стран «Гло­баль­но­го Юга», что ста­но­вит­ся до­пол­ни­тель­ных сти­му­лом для их вза­и­мо­дей­ствия с Рос­си­ей, яв­ля­ю­щей­ся од­ним из клю­че­вых ми­ро­вых экс­пор­те­ров про­до­воль­ствен­ных то­ва­ров. На­при­мер, как на­пом­нил в фев­ра­ле 2024 года гла­ва Ми­ни­стер­ства сель­ско­го хо­зяй­ства Дмит­рий Патру­шев, ОАЭ в 2023 году уве­ли­чи­ли им­порт рос­сий­ско­го зер­на, в том чис­ле пше­ни­цы, в 2,7 раза, а под­сол­неч­но­го мас­ла — в 2,2 раза.

Зна­чи­мым парт­не­ром Рос­сии сре­ди стран ре­ги­о­на, без­услов­но, оста­ет­ся Еги­пет. Так, по рас­че­там РИА Но­во­сти по ос­но­ве дан­ных плат­фор­мы ООН Comtrade, доля Рос­сии в еги­пет­ском им­пор­те пше­ни­цы в ян­ва­ре-но­яб­ре 2023 года вы­рос­ла до 71% про­тив 49% за ана­ло­гич­ный пе­ри­од 2022 года.

При этом мно­гие субъ­ек­ты Фе­де­ра­ции ак­ти­ви­зи­ро­ва­ли про­дви­же­ние сво­их про­до­воль­ствен­ных то­ва­ров на рын­ки MENA еще до но­во­го эта­па санк­ци­он­но­го дав­ле­ния, что та­к­же со­зда­ет вы­иг­рыш­ные стар­то­вые по­зи­ции для рас­ши­ре­ния та­ко­го со­труд­ни­че­ства.

3. Необ­хо­ди­мость уста­нов­ле­ния бо­лее ак­тив­ных свя­зей меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных сег­мен­тов по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских элит Рос­сии и стран MENA с це­лью ре­а­ли­за­ции пер­спек­тив­ных про­ек­тов и вы­хо­да со­труд­ни­че­ства на но­вый уро­вень.

Од­ним из при­ме­ров та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия ста­ла дис­кус­сия «Диа­лог жен­щин: Рос­сия — Араб­ский мир» в рам­ках фо­ру­ма «Мир воз­мож­но­стей», в ходе ко­то­рой пред­ста­ви­тель­ни­цы управ­лен­че­ских элит и экс­перт­но­го со­об­ще­ства Рос­сии и го­су­дарств Ближ­не­го Во­сто­ка об­суж­да­ли ряд важ­ных на­прав­ле­ний вза­и­мо­дей­ствия, в т.ч. по раз­ви­тию про­ек­тов в сфе­ре здра­во­охра­не­ния (по­дроб­нее — в раз­де­ле 3).

4. За­ин­те­ре­со­ван­ность рос­сий­ско­го биз­не­са в вы­хо­де на но­вые рын­ки и по­ис­ке ин­ве­сто­ров в усло­ви­ях уси­лив­ше­го­ся санк­ци­он­но­го дав­ле­ния.

Так, по дан­ным ис­сле­до­ва­ния ана­ли­ти­че­ско­го цен­тра фо­ру­ма «Мир воз­мож­но­стей», уже ра­бо­та­ют на рын­ках стран MENA 8% опро­шен­ных оте­че­ствен­ных пред­при­ни­ма­те­лей и 19% пла­ни­ру­ют осва­и­вать это на­прав­ле­ние. При этом 59% опро­шен­ных биз­не­сме­нов в той или иной фор­ме до­пус­ка­ют пол­ную или ча­стич­ную пе­ре­ори­ен­та­цию ра­бо­ты сво­их ком­па­ний на рын­ки это­го ре­ги­о­на.

Уже в сред­не­сроч­ной пер­спек­ти­ве мож­но ожи­дать даль­ней­шей пе­ре­ори­ен­та­ции то­вар­ных и ин­ве­сти­ци­он­ных по­то­ков, зна­чи­мых для рос­сий­ско­го биз­не­са, в том чис­ле на стра­ны это­го ре­ги­о­на, что за­тро­нет и внеш­не­эко­но­ми­че­ские свя­зи субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции — при­чем не толь­ко вхо­дя­щих в Юж­ный, Се­ве­ро-Кав­каз­ский фе­де­раль­ный окру­га или тра­ди­ци­он­но ори­ен­ти­ро­ван­ных на ра­бо­ту со стра­на­ми му­суль­ман­ско­го мира (как, на­при­мер, Та­тар­стан). Кро­ме того с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью воз­рас­тет вни­ма­ние вла­стей и пред­ста­ви­те­лей биз­не­са к об­суж­де­нию но­вых на­прав­ле­ний ра­бо­ты со стра­на­ми ре­ги­о­на в ходе круп­ных меж­ду­на­род­ных ме­ро­при­я­тий (на­при­мер, на пло­щад­ках ПМЭФ), а та­к­же спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных фо­ру­мов.

По дан­ным опро­са, наи­бо­лее пер­спек­тив­ны­ми для раз­ви­тия биз­не­са сре­ди го­су­дарств MENA рос­сий­ские пред­при­ни­ма­те­ли счи­та­ют ОАЭ (72% опро­шен­ных), Са­у­дов­скую Ара­вию (68%), Еги­пет (57%), Иран (52%) и Ка­тар (46%).

Та­ким об­ра­зом, вза­и­мо­дей­ствие Рос­сии со стра­на­ми ре­ги­о­на ста­но­вит­ся важ­ным драй­ве­ром раз­ви­тия рос­сий­ских ре­ги­о­нов, вклю­чая ре­а­ли­за­цию ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов на ме­стах, ре­а­ли­за­цию но­вых ин­вест­про­ек­тов, фор­ми­ро­ва­ние до­пол­ни­тель­ной фи­нан­со­вой базы для со­зда­ния ком­форт­ной сре­ды, в том чис­ле в ма­лых го­ро­дах и сель­ских по­се­ле­ни­ях (один из при­ме­ров — роль рас­ши­ре­ния оте­че­ствен­но­го про­до­воль­ствен­но­го экс­пор­та для раз­ви­тия рос­сий­ских сель­ских тер­ри­то­рий, на чем уже ак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние Вла­ди­мир Пу­тин). Этот тренд мо­жет пред­по­ла­гать как даль­ней­шее рас­ши­ре­ние вни­ма­ния к фо­ру­мам «Мир воз­мож­но­стей», ко­то­рые бу­дут про­хо­дить в по­сле­ду­ю­щие годы, так и рост зна­че­ния по­вест­ки, ка­са­ю­щей­ся вза­и­мо­дей­ствия Рос­сии и стран MENA в рам­ках дру­гих зна­чи­мых меж­ду­на­род­ных фо­ру­мов, вклю­чая ПМЭФ-2024.

2. ОАЭ в меж­ду­на­род­ной стра­те­гии Рос­сии: ба­зо­вые трен­ды

В ходе фо­ру­ма «Мир воз­мож­но­стей» ди­рек­тор Де­пар­та­мен­та раз­ви­тия тор­гов­ли Ми­ни­стер­ства эко­но­ми­ки ОАЭ Ра­шид Аль-Те­ней­джи под­черк­нул: у Рос­сии и Объ­еди­нен­ных Араб­ских Эми­ра­тов «есть огром­ное ко­ли­че­ство то­чек со­при­кос­но­ве­ния, ин­те­ре­сов и сов­мест­ных це­лей, свя­зан­ных в том чис­ле со ста­биль­но­стью гло­баль­ных це­по­чек по­ста­вок, пи­ще­вой без­опас­но­стью, тор­гов­лей сы­рье­вы­ми то­ва­ра­ми», при этом «суще­ству­ет боль­шое чис­ло биз­нес-сег­мен­тов, ко­то­рые еще не по­кры­ты в рам­ках вза­и­мо­от­но­ше­ний Рос­сии и ОАЭ».

Ру­ко­вод­ство Рос­сии в те­че­ние 2022-2024 го­дов про­во­ди­ло по­сле­до­ва­тель­ную ра­бо­ту по укреп­ле­нию свя­зей с ОАЭ. Ха­рак­тер­но, на­при­мер, что Объ­еди­нен­ные Араб­ские Эми­ра­ты ста­ли стра­ной-го­стем на ПМЭФ-2023. По­ка­за­тель­на вы­со­кая ин­тен­сив­ность пе­ре­го­во­ров меж­ду Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным и пре­зи­ден­том ОАЭ Му­хам­ме­дом Аль На­хай­я­ном — с на­ча­ла 2024 года они уже два­жды про­во­ди­ли те­ле­фон­ные пе­ре­го­во­ры, а в де­каб­ре 2023 года су­ще­ствен­ный меж­ду­на­род­ный ре­зо­нанс по­лу­чил ви­зит рос­сий­ско­го пре­зи­ден­та в эту араб­скую стра­ну.

По­ка­за­тель­но, что вме­сте с пре­зи­ден­том Рос­сии ОАЭ то­гда по­се­ти­ла пред­ста­ви­тель­ная рос­сий­ская де­ле­га­ция, вклю­чав­шая в свой со­став ряд клю­че­вых чи­нов­ни­ков фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ско­го бло­ка (сре­ди них — по­мощ­ник пре­зи­ден­та Мак­сим Ореш­кин, пер­вый вице-пре­мьер Ан­дрей Бе­ло­усов, гла­ва Цен­тро­бан­ка Эль­ви­ра На­би­ул­ли­на), де­я­те­лей из сфе­ры про­мыш­лен­но­сти и вы­со­ких тех­но­ло­гий (вице-пре­мьер-гла­ва Мин­пром­тор­га Де­нис Ман­ту­ров, ген­ди­рек­тор «Ро­с­кос­мо­са» Юрий Бо­ри­сов, ген­ди­рек­тор «Ро­са­то­ма» Алек­сей Ли­ха­чев, ген­ди­рек­тор «Ро­со­бо­ронэкс­пор­та» Алек­сандр Ми­хе­ев), пред­ста­ви­те­лей ТЭК (вице-пре­мьер Алек­сандр Но­вак и гла­ва Ко­ми­те­та Рос­сий­ско­го со­ю­за про­мыш­лен­ни­ков и пред­при­ни­ма­те­лей по энер­ге­ти­че­ской по­ли­ти­ке и энер­го­эф­фек­тив­но­сти Ва­гит Алек­пе­ров), а та­к­же клю­че­вых ин­сти­ту­тов раз­ви­тия (пред­се­да­тель «ВЭБ.РФ» Игорь Шу­ва­лов). Это еще раз сви­де­тель­ству­ет: пер­спек­ти­вы вза­и­мо­дей­ствия Рос­сии и ОАЭ за­тра­ги­ва­ют ши­ро­кий круг про­ек­тов и от­рас­лей.

Без­услов­но, вза­и­мо­дей­ствие Рос­сии и ОАЭ на ны­неш­нем эта­пе опи­ра­ет­ся на опыт вза­и­мо­дей­ствия меж­ду стра­на­ми в преды­ду­щие годы. СССР уста­но­вил ди­пло­ма­ти­че­ские от­но­ше­ния с этой стра­ной с мо­мен­та про­воз­гла­ше­ния ее неза­ви­си­мо­сти в 1971 году. В XXI веке эти от­но­ше­ния вы­шли на но­вый уро­вень – в кон­тек­сте под­пи­са­ния меж­ду Рос­си­ей и ОАЭ Со­гла­ше­ния о по­ощ­ре­нии и вза­им­ной за­щи­те ка­пи­та­ло­вло­же­ний в 2010 году, Со­гла­ше­ния о на­ло­го­об­ло­же­нии до­хо­да от ин­ве­сти­ций до­го­ва­ри­ва­ю­щих­ся го­су­дарств и их фи­нан­со­вых и ин­ве­сти­ци­он­ных учре­жде­ний в 2011 году и Де­кла­ра­ции о стра­те­ги­че­ском парт­нер­стве в 2018-м.

В усло­ви­ях санк­ци­он­но­го дав­ле­ния воз­рас­та­ет зна­че­ние ОАЭ как важ­но­го фи­нан­со­во­го цен­тра (от­ме­тим пре­жде все­го роль и пер­спек­ти­вы Ду­бай­ско­го меж­ду­на­род­но­го фи­нан­со­во­го цен­тра).

По дан­ным на на­ча­ло 2024 года, за про­шед­шие пять лет то­ва­ро­обо­рот меж­ду Рос­си­ей и ОАЭ уве­ли­чил­ся в 6 раз, при­чем, объ­е­мы экс­пор­та из Рос­сии уже в преды­ду­щие годы мно­го­крат­но пре­вы­ша­ли ана­ло­гич­ные по­ка­за­те­ли им­пор­та в нашу стра­ны из ОАЭ (на­при­мер, в 2022 году — в 17 раз). Важ­ной сфе­рой экс­пор­та Рос­сии в ОАЭ со­став­ля­ют сы­рье­вые то­ва­ры (от неф­те­про­дук­тов до ка­мен­но­го угля), од­на­ко сто­ит от­ме­тить и вни­ма­ние в этой араб­ской стране к про­дук­ции рос­сий­ской вы­со­ко­тех­но­ло­ги­че­ской про­мыш­лен­но­сти (в част­но­сти, в пе­ри­од пан­де­мии ОАЭ вы­шли на тре­тье ме­сто по объ­е­мам экс­пор­та рос­сий­ской вак­ци­ны «Спут­ник V»).

По дан­ным Рос­сий­ско­го фон­да пря­мых ин­ве­сти­ций, в рам­ках сов­мест­ных про­ек­тов с пред­ста­ви­те­ля­ми биз­не­са из ОАЭ за по­след­ние 10 лет в Рос­сии было со­зда­но око­ло 500 тыс. но­вых ра­бо­чих мест, при­вле­че­но бо­лее 700 млрд. руб­лей в раз­лич­ные про­ек­ты в на­шей стране.

Даль­ней­шие пер­спек­ти­вы со­труд­ни­че­ства Рос­сии и ОАЭ на пе­ри­од до 2030 года мо­гут быть свя­за­ны с:

  • ак­ти­ви­за­ци­ей вза­и­мо­дей­ствия та­к­же меж­ду ОАЭ и ЕАЭС (в част­но­сти, в мар­те 2023 года про­шли пер­вые пол­но­фор­мат­ные пе­ре­го­во­ры по со­гла­ше­нию о сво­бод­ной тор­гов­ле меж­ду этой араб­ской стра­ной и объ­еди­не­ни­ем);
  • ре­а­ли­за­ци­ей в Рос­сии круп­ных ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов (по дан­ным Ми­ни­стер­ства эко­но­ми­ки ОАЭ, в чис­ло ос­нов­ных на­прав­ле­ний ин­ве­сти­ро­ва­ния из этой стра­ны в Рос­сию вхо­дят раз­ви­тие пор­тов и иных транс­порт­ных объ­ек­тов);
  • зна­чи­тель­ным по­тен­ци­а­лом раз­ви­тия рос­сий­ско­го АПК;
  • за­ин­те­ре­со­ван­но­стью Рос­сии и ОАЭ в ко­опе­ра­ции воз­мож­но­стей в сфе­ре со­зда­ния вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных про­из­водств (в т. ч. в сфе­ре ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий).

3. Фо­рум «Мир воз­мож­но­стей»: стра­те­гия от­но­ше­ний и прак­ти­че­ское зна­че­ние

Осо­бое зна­че­ние Меж­ду­на­род­но­го биз­нес-фо­ру­ма «Мир воз­мож­но­стей» свя­за­но с по­тен­ци­а­лом ме­ро­при­я­тия для даль­ней­ше­го рас­ши­ре­ния кру­га тем и про­ек­тов, по ко­то­рым мо­жет раз­ви­вать­ся вза­и­мо­дей­ствие меж­ду Рос­си­ей и стра­на­ми MENA. Сре­ди них мож­но вы­де­лить несколь­ко пер­спек­тив­ных на­прав­ле­ний. В рам­ках дис­кус­сии «Диа­лог жен­щин: Рос­сия — Араб­ский мир» об­суж­да­лись до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для вза­и­мо­дей­ствия меж­ду пред­ста­ви­тель­ни­ца­ми управ­лен­че­ских и ин­тел­лек­ту­аль­ных элит Рос­сии и го­су­дарств ре­ги­о­на, что мо­жет по­лу­чить даль­ней­шее раз­ви­тие в рам­ках круп­ных меж­ду­на­род­ных фо­ру­мов, ко­то­рые со­сто­ять­ся уже на рос­сий­ских пло­щад­ках. Мож­но от­ме­тить как пер­спек­ти­вы раз­ви­тия по­доб­но­го диа­ло­га в ходе ПМЭФ в июне 2024 года, так и в рам­ках чет­вер­то­го Евразий­ско­го жен­ско­го фо­ру­ма, ко­то­рый дол­жен прой­ти 18-20 сен­тяб­ря 2024 года в Пе­тер­бур­ге.

Так, пред­се­да­тель со­ве­та Евразий­ско­го жен­ско­го фо­ру­ма, пер­вый за­мгла­вы ко­ми­те­та Со­ве­та Фе­де­ра­ции по фе­де­ра­тив­но­му устрой­ству, ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ке, мест­но­му са­мо­управ­ле­нию и де­лам Се­ве­ра Га­ли­на Ка­ре­ло­ва в ходе этой дис­кус­сии об­ра­ти­ла вни­ма­ние на «боль­шой ин­те­рес жен­ско­го со­об­ще­ства стран Араб­ско­го мира к на­ше­му опы­ту по под­держ­ке жен­ско­го пред­при­ни­ма­тель­ства, со­зда­нию об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм для жен­щин, к уси­ли­ям по охране об­ще­ствен­но­го здо­ро­вья и в це­лом к раз­ви­тию вза­и­мо­дей­ствия с жен­щи­на­ми Рос­сии».

Ха­рак­тер­но, что участ­ни­цы ме­ро­при­я­тия ак­цен­ти­ро­ва­ли вни­ма­ние на по­тен­ци­а­ле вза­и­мо­дей­ствия не толь­ко в биз­нес-сфе­ре, но и в сов­мест­ных про­ек­тах в сфе­ре здра­во­охра­не­ния. Так, на фо­ру­ме был пред­став­лен про­ект «Ро­с­кон­гресс Ме­ди­ци­на», ко­то­рый мо­жет по­лу­чить осо­бое зна­че­ние «в та­ких важ­ных и пер­спек­тив­ных ме­ди­цин­ских на­прав­ле­ни­ях, как фар­ма­цев­ти­ка и ме­ди­цин­ская про­мыш­лен­ность и ста­нет зна­чи­тель­ным ша­гом в на­прав­ле­нии укреп­ле­ния меж­ду­на­род­но­го ав­то­ри­те­та на­шей стра­ны в об­ла­сти здра­во­охра­не­ния» (это от­ме­ти­ла пер­вый зам­ди­рек­то­ра по раз­ви­тию, ру­ко­во­ди­тель ди­рек­ции по здра­во­охра­не­нию фон­да «Ро­с­кон­гресс» Ана­ста­сия Стол­ко­ва).

2. Со­труд­ни­че­ство меж­ду Рос­си­ей и стра­на­ми MENA в спор­тив­ной сфе­ре (об­суж­да­лось в ходе сес­сии «Спорт се­год­ня: со­зда­ем воз­мож­но­сти вме­сте») мо­жет стать не про­сто до­пол­ни­тель­ным сти­му­лом для оте­че­ствен­ных спор­тив­ных ко­манд, для ко­то­рых ока­зал­ся огра­ни­чен до­ступ на мно­гие меж­ду­на­род­ные со­рев­но­ва­ния из-за дав­ле­ния за­пад­ных дер­жав, но и со­зда­вать но­вые воз­мож­но­сти для задей­ство­ва­ния рос­сий­ской спор­тив­ной ин­фра­струк­ту­ры в це­лом ряде субъ­ек­тов.

Пер­спек­тив­ны­ми в этом смыс­ле ста­но­вят­ся Спор­тив­ные игры ПМЭФ, пре­зен­та­цию ко­то­рых про­вел в ходе ме­ро­при­я­тия ди­рек­тор Цен­тра спор­тив­ной под­го­тов­ки сбор­ных Рос­сии, член На­блю­да­тель­но­го со­ве­та фон­да «Ро­с­кон­гресс» Ге­ор­гий Брю­сов. Эти со­рев­но­ва­ния объ­еди­нят ме­ро­при­я­тия по 18 ви­дам спор­та.

3. Од­ним из клю­че­вых тем фо­ру­ма ста­ло об­суж­де­ние гло­баль­ных трен­дов в сфе­ре на­у­ки и об­ра­зо­ва­ния. Даль­ней­шая ра­бо­та на этом на­прав­ле­нии не толь­ко со­зда­ет воз­мож­но­сти для ко­опе­ра­ции уси­лий Рос­сии и стран MENA в во­про­сах со­зда­ния сов­мест­ных вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных про­ек­тов (в том чис­ле по внед­ре­нию ис­кус­ствен­но­го ин­тел­лек­та), но та­к­же для под­держ­ки оте­че­ствен­ных ре­ги­о­наль­ных ву­зов (в част­но­сти, бла­го­да­ря при­вле­че­нию сту­ден­тов из стран Ближ­не­го Во­сто­ка и Се­вер­ной Аф­ри­ки, что ста­но­вит­ся до­пол­ни­тель­ным сти­му­лом для стро­и­тель­ства уни­вер­си­тет­ских кам­пу­сов ми­ро­во­го уров­ня) и про­дви­же­ния на меж­ду­на­род­ном уровне рус­ско­го язы­ка и куль­ту­ры.

Так, за­мгла­вы Мин­про­све­ще­ния Де­нис Гри­бов спе­ци­аль­но от­ме­тил за­да­чи по «про­дви­же­нию гу­ма­ни­тар­ных про­ек­тов, рус­ско­го язы­ка как ин­стру­мен­та ком­му­ни­ка­ции и бу­ду­ще­го эко­но­ми­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия», об­ра­тив вни­ма­ние на про­ра­бот­ку пла­нов стро­и­тель­ства рус­ских школ и в ряде стран MENA (на­при­мер, в Си­рии).

4. Пер­спек­тив­ной те­мой для со­труд­ни­че­ства Рос­сии со стра­на­ми ре­ги­о­на ста­но­вит­ся сфе­ра ту­риз­ма. По­ка­за­тель­но, что даже в ходе пе­ре­го­во­ров меж­ду Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным и пре­зи­ден­том ОАЭ Му­хам­ме­дом Аль На­хай­я­ном в де­каб­ре 2023 года тема со­труд­ни­че­ства Рос­сии и ОАЭ в сфе­ре ту­риз­ма была спе­ци­аль­но от­ме­че­на. Рос­сий­ский пре­зи­дент то­гда об­ра­тил вни­ма­ние на то, что в 2022 году «по­чти мил­ли­он ту­ри­стов из Рос­сии – 900 тыс. с неболь­шим – по­се­ти­ли Араб­ские Эми­ра­ты».

Су­ще­ству­ют пер­спек­ти­вы рас­ши­ре­ния тур­по­то­ков и в об­рат­ном на­прав­ле­нии — из стран MENA в Рос­сию. На­при­мер, мэр Моск­вы Сер­гей Со­бя­нин в на­ча­ле 2024 года вы­де­лил имен­но стра­ны этой ча­сти мира, от­ме­тив, что в от­но­ше­нии вы­хо­да на но­вые объ­е­мы тур­по­то­ков в го­род в 2023 году «ре­корд по­би­ли ОАЭ, Ку­вейт и Ка­тар».

При­вле­че­ние ту­ри­стов из стран ре­ги­о­на мо­жет стать фак­то­ром даль­ней­ше­го раз­ви­тия не толь­ко круп­ней­ших рос­сий­ских ту­ри­сти­че­ских цен­тров (в бюд­жет Моск­вы бла­го­да­ря ту­ри­сти­че­ской от­рас­ли толь­ко за 2023 год по­сту­пи­ло бо­лее 178 млрд. руб­лей), но и ма­лых го­ро­дов с ту­ри­сти­че­ским по­тен­ци­а­лом.

Фо­рум «Мир воз­мож­но­стей» под­твер­дил свою роль од­ной из наи­бо­лее пер­спек­тив­ных пло­ща­док для укреп­ле­ния свя­зей Рос­сии со стра­на­ми «Гло­баль­но­го Юга», од­но­вре­мен­но ста­но­вясь важ­ным драй­ве­ром рас­ши­ре­ния ту­ри­сти­че­ской, со­ци­аль­ной, спор­тив­ной ин­фра­струк­ту­ры на уровне субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции в пе­ри­од до 2030 года. Но­вые воз­мож­но­сти в рам­ках стра­те­гии «мяг­кой силы» Рос­сии, без­услов­но, по­лу­чат даль­ней­шее раз­ви­тие и в рам­ках пе­ре­го­во­ров с парт­не­ра­ми Рос­сии из го­су­дарств это­го ре­ги­о­на на по­лях ПМЭФ-2024.

4. Меж­ре­ги­о­наль­ное со­труд­ни­че­ство со стра­на­ми MENA

Ак­ти­ви­за­ция ра­бо­ты рос­сий­ских ре­ги­о­наль­ных вла­стей по про­дви­же­нию оте­че­ствен­ной про­дук­ции на за­ру­беж­ные рын­ки и по при­вле­че­нию ино­стран­ных ин­ве­сто­ров в рос­сий­ские ре­ги­о­ны в 2022-2024 го­дах, без­услов­но, за­тро­ну­ла и их вза­и­мо­дей­ствие со стра­на­ми MENA. При этом вы­со­кий по­тен­ци­ал для раз­ви­тия та­ко­го со­труд­ни­че­ства по­лу­ча­ют как субъ­ек­ты, на тер­ри­то­рии ко­то­рых на­хо­дят­ся важ­ней­шие зве­нья зна­чи­мых для этих стран ло­ги­че­ских ко­ри­до­ров, так и ре­ги­о­ны, ак­тив­но раз­ви­ва­ю­щие сфе­ру АПК и вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной про­мыш­лен­но­сти.

1. Зна­чи­мым фак­то­ром рас­ши­ре­ния со­труд­ни­че­ства рос­сий­ских ре­ги­о­нов со стра­на­ми MENA ста­но­вит­ся ре­а­ли­зу­е­мая при ак­тив­ной под­держ­ке Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на стра­те­гия раз­ви­тия ло­ги­сти­че­ских ко­ри­до­ров. Так, ак­тив­но про­дви­га­е­мый гу­бер­на­то­ром Дмит­ри­ем Аза­ро­вым про­ект со­зда­ния в Са­мар­ской об­ла­сти круп­но­го пор­то­во-ло­ги­сти­че­ско­го хаба фе­де­раль­но­го уров­ня в рам­ках МТК «Се­вер-Юг» стал до­пол­ни­тель­ным мо­ти­вом для ак­ти­ви­за­ции кон­так­тов ре­ги­о­на с Ира­ном.

В свою оче­редь, для Че­ля­бин­ской об­ла­сти пер­спек­ти­вы раз­ви­тия того же ко­ри­до­ра ста­ли важ­ным сти­му­лом для меж­ре­ги­о­наль­но­го со­труд­ни­че­ства с иран­ской про­вин­ци­ей Хо­рас­ан-Ре­за­ви. В це­лом же объ­е­мы экс­пор­та пред­при­я­тий Юж­но­го Ура­ла в ИРИ за 2023 год вы­рос­ли в 4 раза. Мож­но от­ме­тить, на­при­мер, об­суж­де­ние на­прав­ле­ний со­труд­ни­че­ства меж­ду со­от­вет­ству­ю­щи­ми ре­ги­о­на­ми в ходе пе­ре­го­во­ров гла­вы Че­ля­бин­ской об­ла­сти Алек­сея Тексле­ра с гу­бер­на­то­ром иран­ской про­вин­ции Хо­рас­ан-Ре­за­ви Ягу­бом Аль На­за­ри в но­яб­ре 2023 года. На этих пе­ре­го­во­рах об­суж­да­лось от­кры­тие пря­мо­го рей­са из Ира­на в Че­ля­бинск, что в пер­спек­ти­ве спо­соб­ство­ва­ло бы укреп­ле­нию ту­ри­сти­че­ско­го по­тен­ци­а­ла Юж­но­го Ура­ла. Кро­ме того, за­тра­ги­ва­лись во­про­сы об­ме­на ком­пе­тен­ци­я­ми меж­ду эти­ми ре­ги­о­на­ми на­ших стран в ма­ши­но­стро­е­нии и ме­тал­лур­гии, вза­и­мо­дей­ствие в неф­те­га­зо­вой от­рас­ли, вза­им­ные по­став­ки про­дук­ции АПК, рас­ши­ре­ние со­труд­ни­че­ства в сфе­ре лег­кой про­мыш­лен­но­сти.

2. Важ­ным фак­то­ром вза­и­мо­дей­ствия субъ­ек­тов РФ со стра­на­ми MENA ста­но­вят­ся ис­то­ри­че­ские свя­зи. На­при­мер, на­ли­чие зна­чи­тель­ной чер­кес­ской диас­по­ры в ряде стран ре­ги­о­на со­зда­ет до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ства Ады­геи с этой груп­пой стран. Ра­нее де­ле­га­ции стран из этой ча­сти мира (вклю­чая Из­ра­иль и Иор­да­нию) при­ни­ма­ли уча­стие в Меж­ду­на­род­ных фе­сти­ва­лях адыг­ской куль­ту­ры в этой рес­пуб­ли­ке. Гла­ва ре­ги­о­на Му­рат Кум­пи­лов ра­нее про­во­дил встре­чи с пред­ста­ви­те­ля­ми об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций адыг­ской диас­по­ры, на­при­мер, Си­рии и Из­ра­и­ля.

3. Кон­ку­рент­ным пре­иму­ще­ством рос­сий­ских ре­ги­о­нов в ра­бо­те со стра­на­ми MENA ста­но­вит­ся це­ле­на­прав­лен­ная по­ли­ти­ка под­держ­ки ре­ги­о­наль­но­го биз­не­са по рас­ши­ре­нию при­сут­ствия их про­дук­ции на рын­ках это­го ре­ги­о­на мира. Так, в на­ча­ле мая в ОАЭ от­прав­ля­ет­ся биз­нес-мис­сия Тю­мен­ской об­ла­сти в рам­ках ре­а­ли­за­ции нац­про­ек­та «Меж­ду­на­род­ная ко­опе­ра­ция и экс­порт». Ак­тив­ное со­дей­ствие биз­не­су Моск­вы для про­дви­же­ния го­род­ской про­дук­ции на рын­ках MENA ока­зы­ва­ет го­род­ской экс­порт­ный центр. Так, ра­нее сбы­ло за­клю­че­но со­гла­ше­ние о по­став­ке в Са­у­дов­скую Ара­вию вы­пус­ка­е­мых в Москве «ум­ных» ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ных кон­тей­не­ров для сбо­ра от­хо­дов.

4. Фо­рум ста­но­вит­ся и зна­чи­мой пло­щад­кой для пе­ре­го­во­ров глав ре­ги­о­нов с рос­сий­ским биз­не­сом. На­при­мер, в ап­ре­ле 2024 года на по­лях ме­ро­при­я­тия про­шли пе­ре­го­во­ры де­ле­га­ции Баш­ки­рии с ген­ди­рек­то­ром ком­па­нии Wildberries Та­тья­ной Ба­каль­чук по по­во­ду стро­и­тель­ства в рес­пуб­ли­ке но­во­го ло­ги­сти­че­ско­го ком­плек­са.

В пер­спек­ти­ве 2025-2030 го­дов мож­но ожи­дать даль­ней­ше­го рас­ши­ре­ния кру­га ре­ги­о­нов, кон­так­ти­ру­ю­щих со стра­на­ми MENA и биз­нес-со­об­ще­ством та­ких го­су­дарств, в том чис­ле за счет во­вле­че­ния в та­кую де­я­тель­ность рос­сий­ских тер­ри­то­рий с ту­ри­сти­че­ским по­тен­ци­а­лом (вклю­чая ре­ги­о­ны Цен­траль­но­го Нечер­но­зе­мья, Се­ве­ро-За­па­да, По­вол­жья, Ура­ла, Си­би­ри), пер­спек­тив­ных цен­тров АПК, ре­ги­о­наль­ных ву­зов и ис­сле­до­ва­тель­ских цен­тров. 

Ссылка


Возврат к списку