Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в апреле 2024 года

1.Федеральная политика в отношении регионов
1.Одним из ключевых вызовов в рамках региональной политики Кремля в апреле 2024 года стали паводки (прежде всего, в ряде уральских регионов), потребовавшие более плотного контроля федеральных властей за антикризисными мероприятиями на местах. Примечательны совещания по этой проблеме, прошедшие под председательством Владимира Путина, а также создание по распоряжению премьера Михаила Мишустина правительственной комиссии по координации работ в сфере предупреждения и ликвидации последствий паводков на территориях отдельных регионов страны.
Прогноз АПЭК: опыт противопаводковых мероприятий может привести к наделению федеральных структур (возможно, не только МЧС) дополнительными полномочиями в сфере контроля за подготовкой региональных властей к реагированию на сезонные стихийные бедствия. Кроме того, возбуждение Следственным комитетом уголовного дела по факту прорыва дамбы в Орске (Оренбургская область) может стать первым шагом в серии расследований нарушений норм в сфере строительства гидротехнических сооружений, а также распределения бюджетных средств на эти цели — прежде всего в регионах, наиболее подверженных паводкам.
2. Прогноз АПЭК: в 2024-2030 годах вероятно существенное усиление внимания федерального центра к вопросам модернизации инфраструктуры ЖКХ в регионах. Тема затрагивалась, в частности, в ходе съезда Российского союза промышленников и предпринимателей, прошедшего при участии Владимира Путина. В частности, на этом мероприятии вице-премьер Марат Хуснуллин упомянул о совещаниях с главой ВЭБ.РФ Игорем Шуваловым по вопросам модернизации коммунальных сетей. В соответствии с поручениями президента на эти цели планируется выделить около 4,5 трлн. рублей.
Такое внимание Кремля к реализации этой задачи может стать еще одним стимулом для масштабных проверок работы региональных чиновников и профильных предприятий, курирующих сферу ЖКХ, во второй половине 2024 — начале 2025 года. Возможно, вопросы контроля за расходованием бюджетных средств на этом направлении также станут одним из приоритетов для нового главы Счетной палаты, кандидатура которого может определиться в мае-июне 2024 года.
При этом в рамках инфраструктурной повестки сохраняется политическое значение темы социальной газификации, что предполагает тесное взаимодействие федеральных ведомств с регионами по вопросам доработки нормативно-правовых актов в этой сфере, в том числе, по смежным социально значимым вопросам. Примечательно, например, взаимодействие руководства Самарской области с ФАС и Минстроем по вопросу снижения тарифов на обслуживание газового оборудования.
4.Реплика спикера Совета Федерации Валентина Матвиенко о «группе субъектов, которые… нуждаются в объединении», может стать фактором как активизации региональных и федеральных групп элит, ориентированных на реализацию такого сценария в отношении отдельных регионов, так и развертывания информационных кампаний по противодействию подобным проектам.
В целом общественная консолидация вокруг президента создает благоприятные возможности для реализации подобных проектов — даже затрагивающих регионы с протестным потенциалом. Тем не менее в перспективе 2024-2025 годов можно ожидать осторожного подхода Кремля к «обьединительным» инициативам и скорее отслеживания реакции общественности на местах на подобную постановку вопроса, чем шагов, непосредственно направленных на реализацию такого сценария.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
1.Одобрение Кремлем выдвижения на новый срок ряда действующих губернаторов может привести к активизации в исполнительной власти таких регионов и руководстве их административных центров кадровых перестановок, который могли быть отложены на период президентской кампании и неопределенности по поводу поддержки глав таких субъектов федеральным центром.
Один из примеров — перестановки в правительстве Забайкальского края, состоявшиеся через несколько недель после рабочей встречи главы региона Александра Осипова с Владимиром Путиным. Вполне вероятно, что отложенные назначения, особенно в регионах, где позиции губернаторов считались не очень устойчивыми, чаще могут касаться сфер, находящихся в фокусе особого внимания федерального центра — в том числе социального блока и стройкомплекса. Показательно, например, что в Забайкальском крае одно из недавних назначений коснулось смены руководства регионального Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта (и.о. главы ведомства стал уже занимавший этот пост в 2019-2020 годах Алексей Гончаров).
2.Снижение протестных настроений, зафиксированное в период президентской кампании, с высокой вероятностью будет мотивировать врио губернаторов, которые могут быть назначены на эти посты в мае 2024 года, раньше перейти не только к более масштабным перестановкам в исполнительной власти регионов, но и к более ранним шагам по усилению своего влияния на заксобрания.
Так, по ситуации на конец апреля 2024 года в статусе врио находился только врио губернатора Вологодской области Георгий Филимонов. При этом участие в праймериз «Единой России» для отбора кандидата на довыборах в заксобрание Вологодской области по Заречному одномандатному округу № 2 заместителя губернатора Сергея Жестянникова ряд наблюдателей связали с намерением нового руководства субъекта добиться продвижения этого управленца на пост главы регионального парламента.
В то же время более активные перестановки в предвыборных регионах, где будут назначены новые врио, могут привести и к более выраженным внутриэлитным конфликтам. Возможно, не на начальных, а на завершающих этапах губернаторских кампаний (в конце августа-сентябре 2024 года), когда на тактику региональных игроков уже в заметно меньшей степени будет влиять инерция президентской кампании, предполагавшей минимизацию публичных конфликтов на местах.
Кроме того, вероятна новая активизация уже летом 2024 года элитных атак и негативных информационных кампаний против наиболее уязвимых губернаторов, полномочия которых истекают в 2025 году: их оппоненты будут делать ставку на то, что вероятность отставок таких руководителей может возрасти в период осенних ротаций. Отметим, например, интерес СМИ к заявлению спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о социальных проблемах Республики Коми. Главу этого региона Владимира Уйбу традиционно воспринимают как руководителя с уязвимыми политическими и аппаратными позициями.
Во второй половине лета-начале осени 2024 года элитные атаки и информационные кампании могут активизироваться в отношении ряда губернаторов с истекающим в 2025 году сроком полномочий, занимающих свои посты более 1 срока (например, главы Ростовской области Василия Голубева, губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, главы Костромской области Сергея Ситникова) — либо возглавляющих регионы с протестным потенциалом (как глава Чувашии Олег Николаев или губернатор Иркутской области Игорь Кобзев).
3. Прогноз АПЭК: уже в мае-июне 2024 года вероятно развертывание в регионах локальных протестных кампаний, интенсивность которых существенно снизилась в период президентских выборов. С большей вероятностью эти кампании могут коснутся административных центров с протестным потенциалом — прежде всего тех, где в сентябре 2024 года должны пройти муниципальные выборы.
Но отдельные протестные кампании могут затронуть также районные центры и сельские территории, где запланирована реализация резонансных инвестпроектов. Одним из примеров стала ситуация в Тункинском районе Бурятии, где группа жителей курортного села Аршан выступила против включения части населенного пункта в границы территории опережающего развития, подготовив обращения к руководству республики и Владимиру Путину. На этой теме акцентировали внимание представители фракции КПРФ в Народном Хурале региона.
Прогноз АПЭК: в течение лета 2024 года вероятен рост локальной протестной активности в тех субъектах, где ранее она уже наблюдалась за пределами административных центров (среди них, например, предвыборные Башкирия и Республика Алтай). Федеральный центр с учетом подобного опыта может активизировать укрепление внутриполитических блоков регионов, где планируется реализация значимых инвестпроектов, кадрами, компетентными в сфере организации каналов обратной связи с гражданами.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды мая-июня 2024 года.
1.Одной из ключевых составляющих сезонной проблемной повестки в мае-июне традиционно становятся природные пожары — прежде всего в дальневосточных, сибирских и уральских регионах. Опыт противопаводковых мероприятий может стать дополнительным стимулом для более плотного контроля федерального центра и полпредов в федеральных округах за ситуацией в наиболее уязвимых регионах. Вероятно, результативность тактики губернаторов по борьбе с природными пожарами в 2024 году может получить оценку в рамках совещаний под эгидой Совета безопасности, а также, возможно, под председательством президента. Так, необходимость «дополнительных мер по совершенствованию гражданской обороны» и «прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий» была отмечена в ходе совещания по вопросам национальной безопасности в регионах СЗФО, состоявшегося под председательством секретаря Совбеза Николая Патрушева в середине апреля 2024 года. Прогноз АПЭК: с учетом антикоррупционного тренда марта-апреля 2024 года дополнительное внимание федеральных правоохранительных органов в мае-июне может быть уделено злоупотреблениям чиновников, ответственных за подготовку к пожароопасному сезону, — от руководства региональных структур МЧС до управленцев в сфере стройкомплекса на уровне субъектов.
2.Смена руководства части федеральных ведомств после утверждения обновленного состава правительства с высокой вероятностью приведет к кадровым перестановкам и проверкам на уровне их региональных подразделений или министерств в региональных правительствах в сфере их ответственности. Это создает аппаратные риски для губернаторов, обладающих ограниченными лоббистскими возможностями, так как в ряде случаев инициированные новым руководством федеральных министерств перестановки могут привести к вытеснению с постов на уровне субъектов части кадров, лояльных таким главам регионов. Также нельзя исключать, что во второй половине 2024 года проверки в региональных подразделениях федеральных ведомств, где произойдет смена руководства, приведут к резонансным расследованиям в отношении отдельных местных чиновников и представителей бизнеса, с которыми их связывают общие экономические интересы.
3.Прогноз АПЭК: в рамках антикоррупционных расследований в отношении региональных чиновников в мае-июне 2024 года можно ожидать сохранения тренда на особое внимание силовых структур к нарушениям в сфере ЖКХ, дорожного хозяйства, строительства. При этом возможно проведение более масштабных расследований, касающихся сферы здравоохранения и социального блока на уровне субъектов. Подобные расследования могут активизироваться в регионах, где в течение мая 2024 года может произойти смена губернаторов, а также в ключевых индустриальных, приграничных или ресурсодобывающих субъектах. Расследования в отношении влиятельных региональных игроков, являющихся выходцами из сферы ВПК или предприятий по выпуску товаров двойного назначения (отметим дело спикера думы Нижнего Новгорода Олега Лавричева), а также любые перестановки среди топ-менеджеров таких компаний, что может быть связано с ротациями на уровне федеральных ведомств и госкорпораций, в перспективе 2024-2027 годов с высокой вероятностью ускорят внутриэлитную перезагрузку в индустриальных регионах. Это может привести к ослаблению влияния или уходу из Госдумы и заксобраний ряда знаковых фигур региональной политики, связанных с ВПК, решающие этапы карьеры которых пришлись на 2000-2010-е годы, а также усилению позиций более молодых управленцев из той же отрасли, продемонстрировавших эффективность в условиях спецоперации в 2022-2024 годах.
4.Тенденции, заданные президентской кампанией, с высоким уровнем общественной консолидации вокруг Владимира Путина, будут задавать ожидания региональных игроков по поводу более ограниченных масштабов протестного голосования в сентябре 2024 года. Это может привести к снижению интенсивности информационных атак на кандидатов в губернаторы из лояльного пула на подготовительном и начальном этапах кампании, в мае-июне 2024 года, но одновременно к активизации внутренних конфликтов в региональных отделениях оппозиционных партий — в связи с ожидаемым снижением числа проходных мест в их списках или одномандатных округов, где у их кандидатов есть шансы на избрание.
4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Экономическое и инфраструктурное развитие регионов, ход социальной газификации, реализация противопаводковых мероприятий, прогнозы о перестановках в правительстве, а также резонансные расследования в отношении управленцев на местах входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в апреле 2024 года.
Усиливается влияние ряда губернаторов, у которых в апреле состоялись рабочие встречи с президентом, в том числе главы Республики Крым Сергея Аксенова (с 16-го на 14-е место), руководителя Башкирии Радия Хабирова (с 19-го на 17-е место), губернатора Мурманской области Андрея Чибиса (с 37-го на 36-е место, встреча в дистанционном формате), врио губернатора Вологодской области Георгия Филимонова (с 80-го на 74-е место), главы Астраханской области Игоря Бабушкина (с 82-го на 75-е место). В то же время, несмотря на рабочую встречу с президентом (в режиме видеоконференции), теряет позиции в рейтинге губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко (с 38-го на 43-е место).
На фоне обсуждения перспектив перехода ряда губернаторов в обновленный состав правительства укрепляются позиции главы Тульской области Алексея Дюмина (с 4-го на 3-е место). Усиливается влияние главы Бурятии Алексея Цыденова (с 76-го на 68-е место).
После рабочей встречи с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, в ходе которой обсуждалось туристическое развитие региона, а также ход строительства кампуса «Кантиана» Балтийского федерального университета, укрепляются позиции губернатора Калининградской области Антона Алиханова (с 15-го на 12-е место).
Укрепляются позиции главы Адыгея Мурата Кумпилова (с 42-го на 40-е место) – очевидно, на фоне заявления главы Минэкономразвития Максима Решетникова в ходе совещания президента с членами правительства о том, что регион «существенно улучшил свои социально-экономические показатели» и может быть выведен из списка субъектов, нуждающихся в индивидуальных программах развития. Переходит в группу с очень сильным влиянием губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев (с 25-го на 20-е место). Одна из вероятных причин — регион вошел в число лидеров по предоставлению технической возможности по социальной догазификации домовладений, что отмечалось на заседании Федерального штаба по газификации, прошедшего под председательством вице-премьера Александра Новака.
После проведения в Челябинской области мероприятий «Российской креативной недели-Урал», а также рабочей встречи с вице-премьером Александром Новаком укрепляются позиции главы региона Алексея Текслера (с 9-го на 7-е место). Переходит в группу с очень сильным влиянием губернатор Красноярского края Михаил Котюков (с 33-го на 19-е место).
На фоне паводков теряют позиции губернатор Оренбургской области Денис Паслер (с 72-го на 73-е место) и глава Курганской области Вадим Шумков (с 63-го на 77-е место). В то же время с учетом заблаговременной подготовки к сезону паводков в регионе несколько усиливается влияние губернатора Тюменской области Александра Моора (с 7-го на 6-е место).
Нисходящий тренд затрагивает позиции губернаторов, в регионах которых состоялись задержание действующих и бывших высокопоставленных управленцев. Ослабевают позиции губернатора Московской области Андрея Воробьева (с 11-го на 16-е место) после задержания бывшего первого вице-премьера региона Светланы Стригунковой. Покидает группу с очень сильным влиянием губернатор Нижегородской области Глеб Никитин (с 8-го на 21-е место) после задержания председателя думы Нижнего Новгорода Олега Лавричева. Теряет позиции губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев (с 35-го на 42-е место) — на фоне ареста заместителя министра энергетики и ЖКХ региона Андрея Кислицына. Ослабевает влияние губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова (с 44-го на 46-е место) после задержания директора территориального фонда обязательного медицинского страхования Сергея Трошина. Покидают группу с сильным влиянием глава Дагестана Сергей Меликов (с 49-го на 52-е место) после задержания директора «Дагэнерго» Магомедхабиба Мухумаева и губернатор Омской области Виталий Хоценко (с 47-го на 57-е место) на фоне выявленных сотрудниками Следственного комитета и ФСБ «многочисленных нарушений проведения тендерных процедур» в АО «Омскоблводопровод» и задержания начальника отдела закупок и договорных отношений этой организации.
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в марте | Средний балл |
Очень сильное влияние | |||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва | 1 | 1 | 9,88 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики | 2 | 2 | 7,97 |
Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области | 3 | 4 | 7,73 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан | 4 | 3 | 7,68 |
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург | 5 | 5 | 7,41 |
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области | 6 | 7 | 7,08 |
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области | 7 | 9 | 6,91 |
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области | 8 | 12 | 6,85 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области | 9 | 6 | 6,84 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич
Губернатор Кемеровской области | 10 | 10 | 6,83 |
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края | 11 | 18 | 6,69 |
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области | 12 | 15 | 6,65 |
Пушилин Денис Владимирович
Глава Донецкой Народной Республики | 13 | 13 | 6,64 |
Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым | 14 | 16 | 6,63 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области | 15 | 17 | 6,61 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области | 16 | 11 | 6,59 |
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан | 17 | 19 | 6,57 |
Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области | 18 | 14 | 6,55 |
Котюков Михаил Михайлович
Губернатор Красноярского края | 19 | 33 | 6,52 |
Кондратьев Вениамин Иванович
Губернатор Краснодарского края | 20 | 25 | 6,50 |
Сильное влияние | |||
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области | 21 | 8 | 6,48 |
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания | 22 | 22 | 6,46 |
Балицкий Евгений Витальевич
Губернатор Запорожской области | 23 | 24 | 6,45 |
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области | 24 | 21 | 6,43 |
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО | 25 | 23 | 6,42 |
Пасечник Леонид Иванович
Глава Луганской Народной Республики | 26 | 27 | 6,40 |
Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области | 27 | 26 | 6,39 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области | 28 | 29 | 6,34 |
Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области | 29 | 32 | 6,30 |
Сальдо Владимир Васильевич
Губернатор Херсонской области | 30 | 30 | 6,27 |
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя | 31 | 28 | 6,25 |
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия) | 32 | 20 | 6,21 |
Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра | 33 | 31 | 6,19 |
Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области | 34 | 41 | 6,17 |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия | 35 | 64 | 6,16 |
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области | 36 | 37 | 6,14 |
Голубев Василий Юрьевич
Губернатор Ростовской области | 37 | 46 | 6,13 |
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области | 38 | 36 | 6,11 |
Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области | 39 | 40 | 6,10 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея |
40 | 42 | 6,09 |
Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области | 41 | 48 | 6,07 |
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области |
42 | 35 | 6,05 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области | 43 | 38 | 6,04 |
Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики | 44 | 50 | 6,02 |
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области | 45 | 35 | 6,01 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края | 46 | 44 | 5,99 |
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия | 47 | 43 | 5,98 |
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области | 48 | 52 | 5,96 |
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области | 49 | 55 | 5,94 |
Дегтярёв Михаил Владимирович
Губернатор Хабаровского края | 50 | 39 | 5,92 |
Среднее влияние | |||
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области | 51 | 53 | 5,91 |
Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан | 52 | 49 | 5,89 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево – Черкесской Республики | 53 | 56 | 5,88 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области | 54 | 57 | 5,86 |
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области | 55 | 61 | 5,85 |
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области | 56 | 45 | 5,83 |
Хоценко Виталий Павлович
Губернатор Омской области | 57 | 47 | 5,82 |
Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа | 58 | 51 | 5,80 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области | 59 | 69 | 5,79 |
Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области | 60 | 54 | 5,77 |
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области | 61 | 71 | 5,76 |
Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области | 62 | 66 | 5,75 |
Кузнецов Владислав Гариевич
Губернатор Чукотского АО | 63 | 68 | 5,73 |
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области | 64 | 62 | 5,72 |
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области | 65 | 58 | 5,70 |
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края |
66 | 60 | 5,68 |
Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл | 67 | 75 | 5,67 |
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия | 68 | 76 | 5,65 |
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области | 69 | 59 | 5,63 |
Артамонов Игорь Георгиевич
Губернатор Липецкой области | 70 | 77 | 5,61 |
Егоров Максим Борисович
Глава Тамбовской области | 71 | 70 | 5,60 |
Анохин Василий Николаевич
Губернатор Смоленской области | 72 | 74 | 5,57 |
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области | 73 | 72 | 5,56 |
Филимонов Георгий Юрьевич
Врио Губернатора Вологодской области | 74 | 80 | 5,54 |
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области | 75 | 82 | 5,53 |
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края | 76 | 65 | 5,51 |
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области | 77 | 63 | 5,50 |
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики | 78 | 67 | 5,48 |
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики | 79 | 73 | 5,47 |
Коновалов Валентин Олегович
Глава Республики Хакасия | 80 | 84 | 5,45 |
Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай | 81 | 78 | 5,44 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия | 82 | 79 | 5,42 |
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия | 83 | 81 | 5,40 |
Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми | 84 | 85 | 5,39 |
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области | 85 | 83 | 5,36 |
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края | 86 | 86 | 5,32 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области | 87 | 87 | 5,30 |
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края | 88 | 88 | 5,25 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва | 89 | 89 | 5,19 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2024 г.