Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - об интегральной антикоррупционной перезагрузке региональной власти как новом курсе Кремля
06.05.2024
1. Резонансные антикоррупционные расследования в отношении представителей региональных элит в марте-апреле 2024 года коснулись в первую очередь ЖКХ, энергетики, благоустройства, строительства, дорожного хозяйства, а также здравоохранения. В зону первоочередного внимания правоохранительных органов вошли в том числе сферы, с которыми ранее уже были связаны локальные всплески протестных настроений. Показателен резонанс вокруг коммунальных аварий в целом ряде регионов (прежде всего в Московской области) в конце декабря 2023 — январе 2024 года, наблюдавшиеся ранее локальные акции протеста в связи с отключениями света и воды в Дагестане или обращения инициативных групп граждан по поводу проблем, связанных с состоянием инфраструктуры здравоохранения в некоторых субъектах. Антикоррупционный курс Кремля строится на основе не ситуативного реагирования для решения электоральных задач (что предполагало бы проведение масштабной и «громкой» антикоррупционной кампании накануне президентских выборов), но стратегического переформатирования наиболее уязвимых элементов системы управления на местах - с опорой на высокий уровень общественной консолидации вокруг Владимира Путина.
2. Наиболее резонансные расследования связаны с ситуацией в ключевых индустриальных, приграничных или ресурсодобывающих субъектах. Первую группу регионов затронули дела замглавы МинЖКХ Свердловской области Андрея Кислицына, председателя думы Нижнего Новгорода Олега Лавричева, замминистра ЖКХ и строительства Ульяновской области Елены Чупахиной; вторую — расследования в отношении замминистра ЖКХ Белгородской области Вероники Новиковой, а также сотрудников «Дагэнерго» в Дагестане; третьей - дела начальника отдела ГКУ «Управление автомобильных дорог РС(Я)» Александра Шипошина и владельца ООО «Дороги Олекмы» Дмитрия Маковеева в Якутии. Подобные расследования решают не только очевидные задачи в сфере поддержания законности, но и устраняют потенциальные дестабилизирующие факторы в регионах.
3. Фигурантами расследований стали представители региональных элит - как начавшие карьеру еще в 1990-е-начале 2000-х, в том числе с опытом участия в публичной политике и избирательных кампаниях (как Андрей Кислицын или Олег Лавричев), так и более молодые управленцы, сделавшие чисто административную карьеру (как, например, бывшая первый вице-премьер Подмосковья Светлана Стригункова). Это может свидетельствовать о том, что последовательная политика кадровой перезагрузки уже в 2024-2026 годах может привести к замене на ключевых постах выходцев из разных групп элит, в том числе достигших значимых постов уже в 2010-х и даже начале 2020-х годов. Апрельские аресты свидетельствуют: неприкасаемых элитных групп нет.
4. Не исключено, что расследование в отношении замминистра обороны Тимура Иванова может затронуть и представителей региональных элит, экономические интересы которых связаны со стройкомплексом или производством стройматериалов. В свою очередь, вероятный курс на дальнейшее выявление прямых злоупотреблений в сфере ВПК и производства продукции двойного назначения (он уже обозначен арестом Лавричева), приводя к кадровым перестановкам в руководстве компаний, может ускорить внутриэлитную перезагрузку в индустриальных регионах уже в перспективе 2024-2027 годов. Возможно, это приведет к ослаблению влияния или уходу из Госдумы и заксобраний ряда знаковых фигур региональной политики, решающие этапы карьеры которых пришлись на 2000-2010-е годы, и усилению позиций более молодых политических деятелей.
5. Во второй половине 2024 года не исключено усиление внимания силовых структур к нарушениям в сфере работы социального блока. Показательно, например, задержание директора ТФОМС Ставропольского края Сергея Трошина. Усилению этого тренда может способствовать и внимание Кремля к поддержке участников СВО и членов их семей.