Стратегическая модернизация
Опыт эффективного антикризисного реагирования в сочетании с последовательной реализацией стратегии президента в экономической, социальной, инфраструктурной сферах стали, очевидно, главными факторами, которые побудили главу государства вновь внести кандидатуру Михаила Мишустина на рассмотрение Госдумы. Прогноз Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) по кандидатуре председателя правительства, впервые сформулированный в декабре 2023 года и позднее дважды уточненный, подтвердился. Это решение президента в очередной раз демонстрирует, что Владимир Путин остается единственным реальным субъектом российской политики, действующим исходя из долгосрочных стратегических целей и не зависящим от групп влияния — как зарубежных, так и внутрироссийских.
В ходе встречи с правительством 6 мая, накануне своей инаугурации, президент отметил успешную работу кабинета Михаила Мишустина именно в логике антикризисного управления («мобилизацию всех наших ресурсов» в условиях пандемии и достойный ответ на внешнюю «экономическую агрессию» после 2022 года), а также его очевидные достижения (темпы роста российской экономики выше мировых, рост реальных доходов граждан, «внедрение современных подходов, цифровых технологий управления», инфраструктурное развитие). Главу правительства отличает и высокая личная работоспособность, готовность, когда необходимо, работать «в режиме 24/7», что также отмечал президент на этой встрече.
Ясно, что конфигурация нового состава правительства будет задаваться прежде всего национальными целями развития на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, обозначенными в указе президента 7 мая. Это курс синергии социальных приоритетов, проектов развития и поддержки частной инициативы. На этих приоритетах Владимир Путин неоднократно акцентировал внимание — например, в рамках послания Федеральному собранию. Показательно, что при определении национальных целей были специально выделены вопросы социальной сферы («сохранение населения», «реализация потенциала каждого человека», формирование «комфортной и безопасной среды для жизни»), для которых устойчивая и динамичная экономика и технологическое лидерство должны задать необходимые основания.
Когда Михаил Мишустин, выступая в Госдуме, отметил, что к 2030 году Россия должна войти в четверку крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности, причем рост должен «сопровождаться повышением уровня доходов людей», он вновь напомнил о неизменности курса на «экономику высоких зарплат», на котором год назад акцентировал внимание Владимир Путин.
Премьер в очередной раз подтверждает: цель президента и правительства — не создание «СССР 2.0» с подавляющим доминированием государства в экономике, а сбалансированная стратегия развития. Отсюда — задачи «повышать привлекательность российской юрисдикции» для иностранных инвесторов, необходимость «стимулировать небольшой бизнес выходить на мировые рынки». И одновременно масштабная и комплексная государственная поддержка по приоритетным направлениям, прежде всего проектов в сфере технологического суверенитета, нацпроекта «Экономика данных», обновления научной инфраструктуры, нацпроекта по обеспечению продовольственной безопасности.
Консультации Михаила Мишустина с думскими фракциями демонстрируют: премьер умеет эффективно выстраивать диалог с разными группами элиты. Показательно, что даже представители КПРФ, выступившие с критикой ряда направлений действующего социально-экономического курса, отметили успехи правительства в условиях внешнего давления — и приняли решение воздержаться, но не голосовать против кандидатуры премьера, что ранее было неизменно для КПРФ. Можно предположить, что деятели Компартии исходят из тактических задач — стремления перехватить протестную повестку. Но далеко не очевидно, что этот подход окажется для них эффективным в ходе региональных избирательных кампаний.
Напротив, широкий парламентский консенсус по вопросу поддержки кандидатуры премьера (от «Единой России» до ЛДПР, СРЗП и «Новых людей») еще раз показывает, что партии, ориентированные на разные электоральные группы, не могут не учитывать позитивное восприятие в обществе и элитах социально-экономических инициатив правительства.
Масштабная кампания против Мишустина, достигшая пика в конце 2023 — начале 2024 года, оказалась неэффективной. Для инициировавшей ее группы, публично артикулировавшей свои интересы, эта тактика стала существенной ошибкой и уже приводит к потере ее аппаратного веса. Нисходящий тренд для этой группы, скорее всего, продолжится и в ближайшие дни.
Владимир Путин остается основным драйвером модернизации страны прежде всего потому, что выстроенная им система ограничивает субъектность групп влияния, даже близких к основному центру принятия решений. В отличие от эпохи Бориса Ельцина, когда регулярные спонтанные перестановки приводили к закреплению влияния узкого слоя связанных с крупным бизнесом деятелей, политический стиль Владимира Путина предполагает последовательное обновление и повышение уровня ответственности элит. Это последовательная антиолигархическая политика. В рамках этого курса стабильность системы управления позволяет проводить стратегическую кадровую политику.
Показательно, что Михаил Мишустин впервые занял пост премьера в январе 2020 года именно с началом обсуждения изменений в Конституцию. То есть в решающий момент, когда президент заявил о выходе на новый уровень социальных гарантий, защиты традиционных ценностей (в логике консерватизма развития, а не ультраконсервативного радикализма), внутриэлитной перезагрузки.
Модернизаторский потенциал кабинета Михаила Мишустина не исчерпан как минимум в среднесрочной перспективе. Предоставляя новый мандат доверия премьеру, Владимир Путин дает понять: 2024–2030 годы должны стать периодом качественных позитивных изменений в социально-экономической сфере вопреки любым экстраординарным обстоятельствам и факторам внешнего давления.