у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - о замедлении старта оппозиции в региональных кампаниях-2024

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - о замедлении старта оппозиции в региональных кампаниях-2024 23.05.2024

1. Президентская кампания, одним из главных аспектов которой стала общественная консолидация вокруг Владимира Путина и системы власти в целом, приводит к реализации менее конкурентных, чем прежде, сценариев выборов даже в ряде протестных регионов. Например, решение руководства Хакасского отделения «Единой России» о необходимости консультаций «с ведущими политическими силами» региона для выдвижения единого кандидата на довыборах в Госдуму по округу № 35 может быть связано не только с влиянием кампании по выборам главы республики в 2023 году, завершающий этап которой прошел по наименее конкурентному сценарию, но и с актуальными федеральными трендами. Эта тенденция может приводить к более длительному выдвижению кандидатов от оппозиционных партий на губернаторских выборах и в ряде других регионов.

2. Во многих регионах представители парламентской оппозиции не спешат заявлять о своих амбициях в ходе губернаторских кампаний. В 2023 году ситуация была противоположной. Тогда системная оппозиция нередко анонсировала выдвижение кандидатов в губернаторы с февраля по май - до проведения партконференций. Так было даже в регионах с ограниченным протестным потенциалом и максимально устойчивыми позициями действующих глав: вспомним ситуацию на старте кампании по выборам мэра Москвы-2023. В итоге могут быть ослаблены позиции внутри таких оппозиционных партий потенциальных кандидатов, которые могли бы получить дополнительное внимание СМИ и, возможно, политические преференции в случае более раннего фактического старта их кампаний. Ранее кандидаты в губернаторы от оппозиционных сил нередко выдвигались от таких партий и в парламент. Не исключено, что эта тенденция действовать и долгосрочно, изменив баланс сил в ряде региональных отделений оппозиционных партий и в процессе отбора кандидатов в Госдуму в 2026 году.

3. Более ранний фактический старт предвыборных кампаний на оппозиционном фланге характерен для игроков, не участвовавших в президентской кампании и поэтому вынужденных предпринимать более значительные усилия для мобилизации даже базового электората. В такой ситуации находятся непарламентские партии, а также СРЗП. Можно отметить, например, анонсирование СРЗП проекта «Справедливый кандидат» для подготовки к выборам Мосгордуму еще в январе 2024 года. Или ситуацию в преддверии выборов губернатора Санкт-Петербурга, где о своих амбициях по участию в выборах заявляла Надежда Тихонова (СРЗП), а КПРФ, ЛДПР и «Новые люди» до сих пор избегали анонсирования своих потенциальных кандидатов. Однако по-прежнему низкий уровень локальной протестной активности, в том числе в большинстве предвыборных регионов, а также повышенное внимание общественности к внешнеполитическим темам и повестке СВО сокращают возможности для медиа-продвижения даже тех потенциальных кандидатов от оппозиции, которые рассчитывают на ранний старт подготовки к кампании. Для «Справедливой России», например, ранний старт - лишь компенсация очевидного провала, обусловленного неучастием партии в президентских выборах. 

4. В этой ситуации может усилиться отток потенциальных ресурсных кандидатов в заксобрания и представительные муниципальные органы из лагеря системных оппозиционных партий в целом ряде регионов. В некоторых регионах после ЕДГ-2024 можно ожидать заметного изменения внутриэлитного баланса. Например, в Хабаровском крае, где назначение врио губернатора Дмитрия Демешина может заметно усилить позиции «Единой России» на выборах в Законодательную думу региона и гордуму Хабаровска. Одновременно в регионе можно ожидать заметного ослабления позиций ЛДПР и оттока кадров из отделения партии. 

5. При паритете федеральных рейтингов КПРФ и ЛДПР выборы в заксобрания пройдут в ряде регионов, где стартовые позиции компартии традиционно сильнее. Это создает имиджевые риски для федерального руководства ЛДПР, мотивируя его к более активной вовлеченности в региональные кампании партии.

Ссылка

Возврат к списку