Итоги Петербургского международного экономического форума, состоявшегося 5-8 июня 2024 года, еще раз подтвердили усиление внимания мирового политического и бизнес-сообщества к трендам, формирующимся в России, вопреки существенному внешнему давлению. Так, даже в 2021 году, когда наблюдалась значительно меньшая напряженность в отношениях западных игроков с Москвой, форум посетили около 13 тыс. гостей, в 2023-м — 17 тыс. участников из 130 стран мира, а в 2024-м — 21 800 человек из 139 стран и территорий.
Значительно вырос также объем заключенных контрактов. Если в 2023 году на форуме было подписано более 900 соглашений на сумму 3,86 трлн руб, то в 2024-м — 1073 соглашения на общую сумму 6 трлн 492 млрд рублей (без учета договоренностей, подробности которых являются коммерческой тайной).
Такое внимание к ПМЭФ-2024 можно объяснить несколькими причинами.
1.Форум состоялся примерно через месяц после инаугурации Владимира Путина и вскоре после формирования обновленного состава Правительства. В этих условиях для политических элит и экспертного сообщества (в том числе зарубежного) особый интерес представляли инициативы, с которыми должен был выступить российский президент на пленарной сессии форума, учитывая то, что многие из этих предложений априори должны был предполагать горизонт планирования как минимум до 2030 года (подробнее об этом — также в разделе 2).
В логике отраслевой повестки для СМИ и бизнес-сообщества представляли интерес приоритеты, на которых акцентировали внимание новые министры, а также чиновники, статус и функциональные обязанности которых в новом составе кабинета министров претерпели изменения. Отметим, например, особое внимание мировых медиа к сессии «Российская экономика: как обеспечить достижения национальных целей», в которой приняли участие, замглавы Администрации президента Максим Орешкин, глава Минфина Антон Силуанов и министр экономического развития Максим Решетников, а также председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. Можно отметить и интерес отечественных СМИ к аспектам донастройки налоговой системы, затронутым в ходе форума.
2.ПМЭФ-2024 прошел на фоне значимых событий и формирующихся трендов, способных привести к корректировке баланса сил на международном уровне. Можно отметить ключевые предвыборные кампании в нескольких странах и регионах мира: в частности, форум состоялся вскоре после завершения парламентских выборов в Индии, на завершающем этапе кампании в Европарламент, на старте парламентской кампании в Великобритании и в преддверии решающего этапа президентской кампании в США. Одновременно в мировых СМИ стали активнее обсуждаться пути возможного разрешения украинского кризиса.
В этих условиях особое значение приобретает роль ПМЭФ в качестве одной из ключевых площадок, где может быть представлена стратегия России в сложившихся условиях. Это имеет значение как для политических элит и экспертного сообщества, так и для международной деловой среды, для которой важно из первых рук знать подробности курса России, влияющего в том числе на мировую экономическую конъюнктуру. Это вероятный дополнительный фактор повышенного внимания мировых СМИ к форуму в 2024 году.
3.Российским руководством и ключевыми отечественными кампаниями была проделана значительная работа по диверсификации внешнеэкономических связей страны и дальнейшему углублению сотрудничества с наиболее перспективными дружественными и нейтральными государствами. Поэтому вполне обоснованной выглядит реплика советника президента РФ, ответственного секретаря оргкомитета ПМЭФ Антона Кобякова о том, что в рамках форума «весомое присутствие многочисленных иностранных делегаций и представителей бизнеса еще раз подтвердило, что ни о какой международной изоляции России речь не идет».
Состав международных участников форума хорошо отражает сбалансированность нового внешнеполитического курса России. С одной стороны, крупнейшая официальная зарубежная делегация (192 участника) прибыла на форум из Китая. С другой — в число наиболее массовых также вошли делегации ОАЭ (105 человек), Зимбабве (86 участников), Индии (80 гостей), Омана 75 (человек). Отметим также участие в пленарной сессии форума президента Боливии Луиса Альберто Арсе Катакора и президента Зимбабве Эммерсона Мнангагвы.
Это в очередной раз отражает диверсифицированную стратегию Кремля во внешней политике, в рамках которой особое внимание к восточноазиатскому вектору дополняется последовательной работой со странами Большого Ближнего Востока, Африки, Южной Азии и Латинской Америки.
В рамках подготовки ПМЭФ-2025 восточноазиатский вектор с высокой вероятностью будет уравновешен средневосточным — учитывая, что гостем форума в следующем году должно стать Королевство Бахрейн.
Такая стратегия создает новые возможности для повышения гибкости российской экономики, укрепления позиций России на новых перспективных рынках, а значит, и решения задач по наращиванию объемов несырьевого экспорта к 2030 году, поставленных Владимиром Путиным в ходе пленарной сессии форума.
4. Ярко выраженный запрос на технологическое сотрудничество и кооперацию приобретает дополнительное значение с учетом курса на «индустриализацию 2.0.» в России. Можно отметить состоявшийся под эгидой ПМЭФ бизнес-диалог «Россия-Бразилия», в рамках которого рассматривались перспективы сотрудничества между странами в космической сфере.
Укрепляется роль форума и в сфере поддержки индустриальных и научных центров в российских регионах, получающих в этих условиях дополнительное внимание с учетом международных проектов, в рамках которых может быть задействован их потенциал.
5.Постоянно расширяется повестка форума. Обратим внимание, например, на проведение под его эгидой Спортивных игр ПМЭФ-2024, в рамках которых состоялось более 20 мероприятий по 18 видам спорта с участием атлетов из 11 стран.
Такие мероприятия также создают возможности для расширения деловой программы форума, выстраивания диалога Минспорта и спортивных федераций с бизнесом, а значит, возможностей для реализации проектов в этой сфере и развития соответствующей инфраструктуры на уровне субъектов — в том числе с международным участием.
В 2025 году может возрасти активность элит западных стран по выстраиванию диалога с Россией, повышая внимание к следующему ПМЭФ со стороны если не принципиально более широкого круга политиков, то более широкой экспертной и деловой аудитории из западных государств на фоне дальнейшего углубления сотрудничества Москвы со странами Азии, Африки и Латинской Америки.
2.Федеральные приоритеты: горизонт планирования-2030
Необходимость выхода на новый уровень инфраструктурного и технологического развития России, сопряжения масштабной господдержки приоритетных проектов с частной инициативой задали ключевые месседжи как выступления Владимира Путина в ходе пленарной сессии, так и деловой повестки ПМЭФ-2024 в целом.
1.Месседж о необходимости поддержки частной инициативы, представленный президентом еще в ходе ПМЭФ-2023, получил дальнейшую конкретизацию в рамках недавно завершившегося форума. Например, глава государства призвал «учитывать потенциал маркетплейсов в реализации стратегии «Почты России», а также ускорить принятие законопроектов по государственно-частному партнерству в космической отрасли.
Характерно, что и в выступлении президента, и в рамках повестки форума в целом отдельное внимание было уделено поддержке малого и среднего бизнеса. Отметим, например, содержание сессии «МСП 2.0: путь к бизнесу завтрашнего дня».
Можно предположить, что в ходе ПМЭФ-2025 может получить дальнейшее развитие тема вовлечения высокотехнологичного малого и среднего бизнеса в реализацию стратегических проектов (в том числе в рамках производственных цепочек для ОПК и космической отрасли), а также усиление роли таких компаний в увеличении объемов несырьевого экспорта.
2.В число ключевых тем форума вошло развитие логистических коридоров. Так, президент в своем выступлении специально отметил необходимость расширения потенциала Восточного полигона железных дорог, Северного морского пути, международного транспортного коридора «Север-Юг», логистических узлов Чернорморского бассейна.
Ряду этих направлений в ходе ПМЭФ были посвящены специализированные сессии, например, «Северный морской путь: расширяя арктические горизонты». Каждая из логистических задач рассматривалась на форуме в более широком контексте — в качестве драйвера роста региональной экономики и территориального развития, транспортного машиностроения (например, арктического судостроения), решения социально-экономических задач с дальним горизонтом планирования (скажем, для реализации планов по наращиванию объема перевозки грузов на Севморпути к 2035 году).
3.ПМЭФ ассоциируется прежде всего с гражданскими секторами экономики. Можно отметить, что и президент непосредственно в своей речи на пленарной сессии форума почти не касался военных вопросов, одним из исключений стала его реплика о необходимости «высоких темпов технологического обновления армии». Тем не менее довольно заметное внимание на ПМЭФ-2024 было уделено производству продукции двойного назначения.
Этой сфере была посвящена сессия форума «Задача двойного назначения. Роль организаций ОПК в обеспечении технологического суверенитета», а среди представленных на ПМЭФ-2024 образцов продукции был бронеавтомобиль «Спартак». Обсуждавшиеся на форуме инициативы по развитию отечественной автомобильной промышленности (скажем, в рамках сессии «Российский автопром: второе рождение в новых реалиях») также имеют существенное значение для обеспечение нужд российских военных, участвующих в СВО.
Петербургский экономический форум — благодаря участию в его работе широкого круга экспертов и управленцев-практиков — создает возможности для выработки стратегии как для оперативного перестраивания отечественной промышленности под новые задачи в рамках спецоперации, так и для перенастройки таких предприятий на более масштабный выпуск гражданской продукции после завершения СВО.
4.Призыв президента увеличить расходы на научные исследования до 2% ВВП может стать значимым фактором поддержки региональных научных центров.
В рамках сессии «Научно-технологические векторы России» более 42% гостей и участников дискуссии назвали главным вызовом, стоящим перед современной наукой, вопросы, связанные со здоровьем человека. Учитывая значительное внимание президента к теме «здоровьесбережения» (см. раздел 3), а также запрос на развитие медицинских технологий в международном масштабе, такой тренд может стать одним из факторов развития тех субъектов, где расположены ведущие медицинские вузы и научные центры.
5.Комплексный подход властей к решению задач в сфере экономики и регионального развития мотивировал и президента, и организаторов форума уделить отдельное внимание туристической отрасли. Так, Владимир Путин отметил, что «развитие внутреннего туризма — один из приоритетов нашей долгосрочной стратегии», а «за 6 лет доля туристической отрасли в валовом внутреннем продукте должна увеличиться до 5%, а количество поездок по стране с размещением в гостиницах – вырасти до 140 миллионов человек».
Развитию этого направления были посвящены сессии ПМЭФ, например, «Туризм и индустрия гостеприимства: новые механизмы господдержки».
Туристическая отрасль в перспективе до 2030 года должна стать дополнительным драйвером городского благоустройства, поддержки малого бизнеса, реконструкции архитектурных памятников в исторических поселениях — то есть сыграть не только чисто экономическую, но и значимую социальную роль.
На ПМЭФ-2024 был подтвержден курс на территориальную диверсификацию экономики, сопряжение задач в сфере поддержки научных исследований и укрепления технологического суверенитета, вовлечение малого и среднего бизнеса в реализацию стратегически важных проектов. Учитывая специальное внимание президента к вопросам социальной политики, вполне вероятно, что на ПМЭФ-2025 может быть уделено дополнительное внимание проектам в сфере развития медицинских технологий, производства медтехники, а также поддержки фармацевтической отрасли, в том числе в рамках кооперации с ведущими международными игроками из нейтральных стран (например, Индии).
3.Социальная повестка форума:
новые инвестиции в человеческий капитал
В рамках стратегии Владимира Путина, получившей дальнейшую конкретизацию в ходе пленарной сессии ПМЭФ-2024, задачи в сфере экономического и индустриального развития России рассматривались в контексте инвестиций в человеческий капитал, а также повышения доходов граждан.
Среди резонансных тезисов президента в рамках этого смыслового блока можно отметить, например, предложения по «перенастройке системы подготовки кадров», а также о возобновлении с 1 февраля 2025 года индексации пенсий работающим пенсионерам и курсе на повышение МРОТ до уровня 35 тыс. к 2030 году.
Кроме упомянутых выше, можно выделить еще ряд перспективных экспертных дискуссий, а также значимых тем в этой сфере, затрагивавшихся в ходе форума.
1.Дефицит кадров для реализации новых проектов, о котором заявил президент («еще 15-20 лет назад главный вопрос состоял в том, как найти работу, а сейчас — где найти кадры») может в перспективе 2025-2030 годов привести к активизации дискуссий о подходах к совершенствованию системы образования. Отметим, например, сессию на ПМЭФ «Перспективный взгляд на российское образования в креативном секторе: как преодолеть кадровый голод».
В период усиления спроса на рынке труда возрастает и общественный запрос на расширение социальных программ. Площадки ПМЭФ могут в ближайшие 6 лет дополнительно укрепить статус форума как одной из ключевых диалоговых платформ, позволяющих оперативно готовить инициативы в социальной сфере, основываясь на мнении экспертного, бизнес-сообщества и общественных организаций.
2.В международную повестку в 2024-2025 году на уровне экспертных дискуссий, скорее всего, будет обсуждаться тема превентивного реагирования в целью предотвращения появления новой пандемии. Этой теме на ПМЭФ-2024 была посвящена сессия «Справится ли поколение Y с болезнью Х».
Подобные дискуссии могут стать дополнительным стимулом для импортозамещения в сфере производства лекарств и медицинского оборудования, а значит, открытия новых профильных предприятий в регионах — прежде всего там, где уже функционируют перспективные технопарки.
3.Внимание федеральных властей к вопросам стимулирования здорового образа жизни может стать фактором строительства спортивной инфраструктуры (в том числе в малых городах и сельской местности), а также принятия новых профильных региональных программ по пропаганде ЗОЖ в этой сфере для населения, как минимум в наиболее экономически благополучных регионах.
В ходе ПМЭФ-2024 целый ряд аспектов взаимодействия властей и крупного бизнеса в этой сфере обсуждались, например, в рамках сессии «Здоровьесбережение населения в интересах государственной политики».
Последовательный курс федеральной власти на повышение покупательной способности населения в перспективе 2025-2030 годов будет создавать новые возможности для расширения потенциала малого и среднего бизнеса — в том числе в малых городах и сельских территориях. Сфокусированное внимание федерального центра к подготовке кадров может сделать региональные вузы важными точками экономического роста, учитывая внимание правительства к строительству для их нужд необходимой инфраструктуры (например, кампусов мирового уровня), а также вероятные перспективы создания в связке с ними новых высокотехнологичных производств. Можно предположить, что именно тема кадров может стать одной из основных на ПМЭФ-2025, одновременно становясь поводом для разработки и обсуждения (в том числе на площадках форума) новых социальных программ.
4.Региональная повестка форума:
новые акценты и новые проекты
ПМЭФ традиционно остается одной из ключевых отечественных площадок для выстраивания диалога субъектов РФ и крупного бизнеса. Можно выделить ряд трендов 2024 года, задавших приоритеты в работе региональных делегаций на форуме.
1.Дополнительные преимущества для продвижения своих интересов и подписания перспективных соглашений в рамках ПМЭФ традиционно сохраняют регионы, где уже сформирована необходимая инфраструктура и используются результативные подходы для реализации новых проектов.
Так, московскими властями было заключено соглашение о создании на площадке «Алабушево» ОЭЗ «Технополис Москва» первого в стране предприятия по выпуску из плазмы крови человека базовых препаратов, необходимых для улучшения качества жизни пациентов с хроническими болезнями.
Другим уникальным высокотехнологичным проектом, который в рамках подписанных на форуме соглашений будет реализован в Москве, стала подготовка к созданию первого в России роботизированного завода по производству среднетоннажных и тяжелых грузовиков, где будет выпускаться около 40 тыс. таких машин в год. Такая договоренность на форуме была достигнута при участии представителей «КамАЗа».
Пример Москвы демонстрирует: значительное число квалифицированных кадров, проживающих в городе, в сочетании с последовательными мерами поддержки промышленного развития могут стать конкурентными преимуществами региона в сфере запуска новых индустриальных проектов.
2.Федеральный тренд на поддержку индустриальных регионов нашел отражение и в ходе переговоров на полях ПМЭФ-2024. Так, Челябинская область в рамках форума добилась заключения более 20 инвестсоглашений на общую сумму около 120 млрд. рублей.
Характерно, что соглашения, заключенные на форуме представителями Южного Урала, отражают тенденции, с одной стороны, по дальнейшему расширению промышленного потенциала регионов и диверсификации экономики ключевых индустриальных центров. Например, были подписаны соглашения о кооперации ряда машиностроительных предприятий Челябинской области с «АвтоВАЗом», а также об участии предприятия по выпуску промышленных роботов-манипуляторов, созданного на базе Челябинского кузнечно-прессового завода, в оснащении производств, которые в будущем заработают на площадке проектируемой в Красноармейском районе особой экономической зоны.
С другой стороны, было заключено соглашение с корпорацией «Туризм.рф» об участии в развитии инфраструктуры курорта «Аджигардак» в Ашинском районе региона. Кроме того, целый ряд договоренностей коснулось реализации в Челябинской области проектов в логистической сфере (например, о строительстве в сжатые сроки крупного центра Wildberries в Сосновском районе с перспективой создания там 9 тыс. рабочих мест), а также в сегменте АПК (включая модернизацию предприятий «Уралбройлер» и Уральской мясной компании, поддержку импортозамещающих проектов в области селекции кур и наращивания производства макарон).
На примере соглашений, заключенных представителями Южного Урала на ПМЭФ-2024, можно отметить: уже сегодня при поддержке федеральных властей формируются возможности по оперативной перенастройке рынка труда в индустриальных регионах в период, когда после завершения СВО будут скорректированы потребности государства в продукции ОПК и ряде товаров двойного назначения.
3.В целом ряде экономически благополучных регионов важным драйвером экономического роста становится жилищное и инфраструктурное строительство, в том числе с применением новых технологий.
Так, Тюменская область заключила с корпорацией «ДОМ.РФ» соглашение о внедрении энергоэффективных технологий и «зеленых» стандартов жилищного строительства. Одной из важных тем дискуссий на форуме с участием представителей этого региона стало обсуждение проекта строительства Южного обхода Тюмени, который должен стать продолжением скоростной федеральной автотрассы до Екатеринбурга.
Внедрение новых строительных технологий может становиться драйвером создания новых производств, а реализация транспортных инфраструктурных проектов — стимулом для открытия новых логистических центров, расширения экспортного и туристического потенциала регионов.
4.Логистические проекты становятся важными точками экономического роста и в небольших по территории и численности населения регионах.
Например, соглашение о строительстве универсального склада продовольственных и непродовольственных товаров для компании Ozon в Энеме был заключено соглашение между властями Адыгеи и ООО «Логистический центр Адыгея 4», входящем в группу компании «Ромекс Group». В проект предполагается вложить около 8 млрд руб., что позволит создать более 1 тыс. рабочих мест в регионе.
Прогноз АПЭК: в ходе ПМЭФ-2025 дополнительные конкурентные преимущества для привлечения инвесторов сохранят регионы, имеющие исторические связи со странами «Глобального Юга» (в том числе ряд республик ЮФО, СКФО и ПФО), ключевые логистические узлы перспективных транспортных коридоров, а также индустриальные центры, где активно проводилась модернизация советской производственной базы и реализовывались новые проекты в промышленной сфере.