Директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков – о возможном рекрутировании женщин-политиков в губернаторский корпус
19.06.2024
После отставки Натальи Комаровой с поста главы ХМАО активизировались дискуссии - когда в России вновь появятся женщины-губернаторы, и откуда они могут быть рекрутированы.
В принципе, есть вероятность, что женщины могут войти в число назначенных врио губернаторов на пути к ЕДГ-2025, когда истекут сроки полномочий 17 глав субъектов РФ. При этом осторожная кадровая политика Центра с ограниченными ротациями среди губернаторов в 2023-2024 гг. может привести к тому, что на пути к думским выборам-2026 будут досрочно заменены наименее популярные главы субъектов РФ, которые пока сохранили свои посты.
То есть, учитывая потенциальные масштабы ротаций в ближайшие два года, вероятность, что среди назначенных в этот период врио будет, по крайней мере, 1-2 женщины, сохраняется.
Ранее переход женщин в губернаторский корпус был связан с, казалось бы, двумя противоположными сценариями:
1. Назначение в качестве врио в экономически проблемные регионы с протестным потенциалом (случаи Светланы Орловой, Марины Ковтун, Натальи Ждановой). Кстати, в эту же схему вполне вписывается и избрание единственной женщины-губернатора 90-х, Валентины Броневич, главой Корякского АО.
2.Переход в, напротив, наиболее экономически и политически значимые субъекты РФ, управленцев с серьезной федеральной поддержкой - как в случае с В.Матвиенко в СПб и той же Н.Комаровой в ХМАО.
В 2025-2026 годах выше вероятность первого сценария, тем более, что список глав экономически проблемных регионов, чьи полномочия истекут в это время, довольно широк.
А вот из какой среды могут прийти новые женщины-губернаторы — вопрос более интересный. В российской политике, как правило, считается, что «сфера женщин-политиков-социальная повестка».
В.Матвиенко до избрания главой СПб работала вице-премьером по соцсфере, впрочем, непосредственно перед этими выборами став полпредом в СЗФО. А Н.Жданова перешла на губернаторский пост с должности регионального вице-премьера по соцвопросам.
Тем не менее, В.Броневич до избрания работала в правовой сфере, подавляющая часть биографии С.Орловой — партийно-политическая карьера, чаще связанная с финансовыми вопросами. Большая часть карьеры М.Ковтун — больше в экономической, чем в чисто социальной сфере, еще более явно это относится к Н.Комаровой.
На первый взгляд, учитывая сравнительно широкий круг женщин-мэров, будущие губернаторы могли бы рекрутироваться из этой среды. Однако мэр в современных условиях чаще выступает в роли «громоотвода» для протестных настроений, к тому же, постоянно находясь в сфере плотного внимания силовых структур.
В таких условиях женщине-мэру будет трудно стать, условно говоря, новой Надеждой Чумаковой (легендарная глава горисполкома Рязани в 1963–1986 гг.), но выше вероятность довольно быстро накопить «проблемный багаж», мешающий дальнейшей карьере. То есть, если у женщины-губернатора призыва 2025-2028 годов будет «в трудовой книжке» запись о работе мэром, выше вероятность, что на промежуточном этапе она успеет перейти с этой должности в региональное правительство или, например, в Госдуму.
Пока более вероятный вариант — рекрутирование женщин-врио из числа федеральных чиновниц, либо перемещение с постов замгубернаторов из других регионов в качестве «варягов».
И не будем забывать, что границы «женской повестки» в нашей политике расширяются. Ряд оппозиционных женщин-мэров в свое время избирались не под чисто социальными, а под антибюрократическим лозунгами. Политический стиль той же Н.Комаровой в ХМАО часто предполагал довольно жесткое публичное общение с подчиненными, по сути, стремление перехватить антибюрократическую повестку сверху.
Возможно, что в числе женщин-губернаторов нового призыва будет кто-то из силовых, проверяющих, надзорных ведомств или аудиторских структур. Некий женский аналог Дмитрия Демешина.