«Единая Россия» впервые сменила давнюю предвыборную стратегию
На последних крупных выборах главы перечисленных выше регионов выступали «паровозами» списков. Так, глава Татарстана Рустам Минниханов возглавлял списки партии на последних выборах в Госдуму в 2021 году. Так же поступил глава Волгоградской области Андрей Бочаров. При этом, оба не выдвигали свои кандидатуры в 2019 году, когда избирались прошлые созывы заксобраний. Прежний губернатор Марий Эл Александр Евстифеев был беспартийным, а потому списки не возглавлял. Беспартийным был и экс-губернатор Тульской области Алексей Дюмин.
Сегодняшнее не выдвижение губернаторов в лидеры партсписка эксперты объясняют решением Москвы.
«Рейтинг губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова выше, чем рейтинг „Единой России“. Я думаю, что это решение было принято на уровне федерации», — комментирует представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Нижнем Поволжье Виталий Арьков
С федеральной тенденцией связаны и решения глав Марий Эл и Хабаровского края Юрия Зайцева и Дмитрия Демешина. «Нужно, чтобы некоторые губернаторы сохраняли внепартийную позицию. Это демонстрируется и на Дальнем Востоке, и в республике Марий Эл. Если бы все губернаторы как один возглавляли списки — не было бы плюрализма», — считает руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семенов.
«В ряде регионов, где внутренняя управленческая система достаточно устойчива и понятна, решили в этом году не идти по такому пути (постановки в лидеры партсписка губернатора-„паровоза“). Татарстанский список возглавил председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. Пока что репутация и узнаваемость Фарида Мухаметшина достаточно высокая, чтобы во вполне управляемой электоральной системе партия достигла необходимого ей результата», — объясняет пример Татарстана политолог Арсен Шаяхметов.
Технология «губернаторов-паровозов» используется «Единой Россией» еще с середины двухтысячных годов. Так, секретарь Генсовета ЕР Владимир Якушев, будучи губернатором Тюменской области, в 2006 году возглавлял список партии на выборах в региональный парламент. Со временем эта стратегия набирала популярность, и в последние годы почти каждый губернатор-единоросс, в чьем регионе проводились выборы в заксобрание, вставал на первое место партсписка. В 2022 году 4 из 5 глав регионов, где избирались парламенты с использованием партсписков, выступали в качестве «паровозов». В 2023 году — 11 из 14.
«Раньше была железная установка: высшее должностное лицо, за исключением экстраординарных случаев, всегда возглавляет список партии на выборах в органы законодательной власти. Сейчас это корректируется в зависимости от региона. Стали более гибко подходить к вопросу. Первоочередным стал рейтинг губернатора. Далеко не всегда он выше партийного», — сообщает собеседник агентства на условиях анонимности.
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отмечает, что партия власти переходит к более разнообразной тактике ведения выборов в заксобрания. «Очевидно, что стратегия „Единой России“ на выборах в региональные Заксобрания становится более дифференцированной. Например, во взаимодействии партии с губернаторами используется не только традиционная „тактика паровозов“, но и иные модели. Партия в большей степени опирается на лидеров общественного мнения, в том числе популярных региональных политиков и участников СВО. При этом связка „губернатор-партия“ остается достаточно прочной во всех выборных регионах», — считает политолог.
Слова эксперта подтверждают персоналии, которые оказались на первых местах партсписков «Единой России» в этом году.
Директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков полагает, что в ЕР происходит передача ответственности за выборы с регионального на федеральный уровень. «Губернаторы, которые продолжают „паровозить“, берут итоги выборов под личную ответственность. Если губернатор сам получает высокий процент на выборах, то, будь добр, обеспечь его и партии. Можно говорить о том, что сейчас происходит попытка выстроить обратную стратегию, перегрузить ответственность на федеральный уровень», — комментирует политолог.
Гращенков добавляет, что смена стратегии вызвана большими переменами в «Единой России». «При экс-секретаре Генсовета Андрее Турчаке был старый подход, когда все технологически решается с помощью паровоза. А сейчас в партии есть замах на то, что должны прийти новые элиты. Тут и губернаторы, не приспособившиеся к новым условиям, боятся брать на себя ответственность, и партия в губернаторах, вероятно, не всегда видит „союзников“, а потому и берет выборы под свой контроль», — считает эксперт.
При этом, источник URA.RU не связывает новую стратегию со сменой секретаря. По его словам, процесс был запущен еще до назначения Владимира Якушева и сейчас продолжается по инерции.