у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Аналитики АПЭК подготовили доклад «Региональные кампании-2024: уровень конкуренции, протестный потенциал и территориальная специфика»

Аналитики АПЭК подготовили доклад «Региональные кампании-2024: уровень конкуренции, протестный потенциал и территориальная специфика» 17.07.2024

Наиболее интересные выводы:

1. Заявленная Кремлем новая электоральная политика, ориентирующая региональные администрации на отказ от «сверхбольших результатов» для идущих на выборы губернаторов и врио, а также списков «Единой России», предполагает целый ряд вызовов как для политиков лояльного пула, так и для оппозиции.

2. Оптимальным результатом для выходящих на выборы губернаторов и врио после известного «сенежского» послания федеральной власти должно стать достижение в сентябре 2024 года уровня поддержки от 55% до 67-68% голосов. На выборах в заксобрания оптимальным теперь будет считаться результат, при котором абсолютное большинство контролируется «Единой Россией», а квалифицированное — более широкой коалицией, куда могут войти и лояльные депутаты от системных оппозиционных партий. Не исключено, что возможны корректировки при реализации этой стратегии в регионах с особой спецификой, например, в национальных республиках.

3. Главным становится «вызов моделирования» избирательных кампаний. Ожидаемый результат кандидата от власти на губернаторских выборах 67-68%, а тем более 55% формирует иной, чем прежде, рисунок кампании: более дифференцированный с точки зрения состава ее участников и более конкурентный с точки зрения ее характера. Становится вновь вероятным появление доминирующих оппозиционных игроков с уровнем поддержки 15% и более.

4. В контексте внутриэлитной ситуации новая электоральная политика Кремля создает дополнительные шансы для системных ресурсных кандидатов, баллотирующихся от оппозиционных сил по одномандатным округам (чаще всего в подобной роли могут выступать выходцы из бизнес-среды), а также для части менее статусных кандидатов, занимающих в избирательных списках таких партий места, ранее не считавшиеся «однозначно проходными», то есть гарантирующими получение депутатских мандатов с высокой вероятностью. Это могут быть как относительно молодые деятели, так и представители менее влиятельной части партийных элит (например, руководители региональных отделений).

5. Дополнительным фактором внутриэлитной ротации становится курс Кремля на продвижение в представительные органы власти участников СВО. Учитывая, что «Единая Россия» на выборах различных уровней 2024 года выдвинула 342 ветерана военной спецоперации, именно необходимость вовлечения кадров с таким опытом в работу органов власти может стать одним из аргументов для внутриполитических блоков по сохранению более широкого представительства партии большинства в заксобраниях.

6. Федеральное руководство «Единой России» в кампании-2024, вероятно, уделит дополнительное внимание проблемам сельских территорий - с учетом того, что регионы, где уровень протестного потенциала выше среднего (прежде всего Республики Алтай и Марий Эл) характеризуются более высокой долей сельского населения.

7. Новая электоральная политика Кремля расширяет потенциальные возможности для проведения резонансных губернаторских кампаний системными оппозиционными кандидатами. В то же время далеко не все подобные потенциальные возможности могут быть реализованы с учетом кризисных явлений в оппозиционных партиях.

8. Акцент федеральных властей на повышение уровня конкуренции в ходе губернаторских кампаний в таких условиях может создавать дополнительные возможности для представителей малых и непарламентских партий или оппозиционных кандидатов-«варягов».

9. В целом с учетом новых акцентов федерального центра в предвыборных субъектах усиливаются переговорные позиции ведущих оппозиционных игроков регионального уровня в диалоге с командами губернаторов, а также появляются дополнительные возможности у представителей малых партий, что может повысить шансы на выдвижение наиболее перспективных из них в Госдуму в ходе парламентских выборов 2026 г.

Ссылка

Возврат к списку