Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - о предвыборной повестке и технологических ходах партий в ходе избирательной кампании
08.08.2024
1. С конца июня по начало августа наблюдался достаточно ограниченный уровень участия федеральных публичных фигур системой оппозиции в агитационных кампаниях на старте выборов в заксобрания. Среди исключений — визиты главы СРЗП Сергея Миронова в Хабаровский край, Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию. Отчасти это можно объяснить намерением федерального руководства партий уделить основное внимание завершающему этапу кампаний. Однако к регионам, где были совмещены губернаторские и значимые муниципальные выборы, медийные фигуры оппозиционных партий проявляли более заметный интерес. Так, лидер ЛДПР Леонид Слуцкий в этот период побывал в Курганской области, а Сардана Авксентьева («Новые люди») - в Вологодской.
2. Возможно, этот тренд объясняется как удаленностью от Москвы ряда предвыборных регионов с протестным потенциалом (например, Хабаровского края и Республики Алтай), так и влиянием президентской кампании: формирование широкой общественной коалиции вокруг Владимира Путина снизило уровень ожиданий по поводу результатов оппозиции и на выборах в заксобрания. При этом у ряда оппозиционных игроков могли сохраниться надежды на более уверенное выступление на муниципальном уровне за счет локальной проблемной повестки.
3. Инерционная кампания оппозиционных партий дополнительно мотивирует «Единую Россию» на достижение более высоких результатов, чем это ожидалось многими, с учетом новой электоральной политики Кремля. Так, заместитель секретаря Генсовета партии Сергей Перминов отмечал недавно, что ее целью «на выборах всех уровней является политическое большинство...75% плюс». Подтверждается прогноз АПЭК: вызовом для использования оппонентами властей возможностей, связанных с отказом внутриполитического блока от курса на сверхвысокие результаты «Единой России», могут стать кризисные явления в оппозиционных партиях, в том числе в кадровой сфере. Развитие этого тренда в конце 2024 — начале 2025 года может привести к усилению внутренних противоречий в региональных отделениях оппозиционных игроков. В перспективе 2025-2026 года это может повысить интенсивность кадровых изменений в ключевых оппозиционных партиях накануне выборов в Госдуму.
4. Выборы в заксобрания в 2024 году проходят в двух городах федерального значения (в Москве и Севастополе), а также во включающих в свой состав города-миллионники Волгоградской области и Татарстане. Это мотивирует федеральное руководство оппозиционных сил к стремлению перехватить более жесткие темы городской повестки. Например, к задаче ограничения миграционных потоков проявляет интерес не только традиционно ориентированная на подобную тематику ЛДПР (отметим законопроект партии о повышении ставки НДФЛ для мигрантов до 30%), но также СРЗП и ряд спикеров «Новых людей». Однако в этом вопросе оппозиционные игроки обращаются к темам, уже активно продвигаемым как влиятельными федеральными чиновниками (например, главой Следственного комитета), так и рядом губернаторов. В итоге активность оппозиционных игроков на том же направлении может способствовать привлечению внимания не к предложениям партий, а к более обсуждаемым месседжам представителей власти.
5. «Единая Россия» в подобных условиях сделала акцент на вовлечение широкой общественности в обсуждение программных инициатив, в укрепление сетей сторонников, а также в расширение электоральной базы за счет менее политизированных социальных групп. Так, на выборах в Мосгордуму «Единая Россия», опираясь на стратегию Сергея Собянина по развитию города, провела масштабное обсуждение поправок в Народную программу. В 2024 году партия продолжила работу по укреплению сетевых структур, на поддержку которых сможет опереться в ходе думской кампании-2026, в том числе в крупных городах.