Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - об ужесточении контроля Кремля за инфраструктурной политикой в приграничных регионах
15.08.2024
1. В условиях усиления рисков в сфере безопасности в приграничных областях, в которых введен режим КТО (Курской, Белгородской, Брянской) можно прогнозировать расширения финансовой поддержки федеральных властей для этих территорий. Из Резервного фонда правительства было выделено около 1,8 млрд. рублей для софинансирования мер соцподдержки жителей районов Курской области, пострадавших от атак ВСУ. Но в дальнейшем дополнительные федеральные средства могут быть направлены на восстановление разрушенных домов и инфраструктуры (прежде всего в Белгородской и Курской областях), а также — на укрепление и расширение сети фортификационных сооружений. Возможно, не только на границе, но и вокруг стратегически значимых объектов энергетики и транспортных узлов.
2. Можно ожидать и ужесточения федерального контроля за строительством фортификационных сооружений в приграничных регионах. При этом в Курской области проверки силовых структур и контрольных органов могут начаться уже в ближайшем будущем - с учетом того, что деятели команды экс-губернатора Старовойта, ответственные за очевидные провалы, пока не покидали своих постов. Это соотносится и с более широкими федеральными трендами. Один из них - активизация антикоррупционных мер в сфере инфраструктурного строительства. Показательны задержания в рамках подобных расследований экс-главы подмосковной Шатуры Алексея Артюхина и экс-мэра Астрахани Олега Полумордвинова. Другой тренд — внимание Кремля и проверяющих структур к возврату средств в федеральный бюджет и контроля за использованием межбюджетных трансфертов. Так, на пленарном заседании Совета Федерации в начале июля о росте в 1,6 раза за последние 5 лет расходов на предоставление регионам межбюджетных трансфертов напомнил глава Счетной палаты Борис Ковальчук. Это может быть еще одним косвенным подтверждением курса на дальнейший рост интенсивности проверок расходования средств.
3. Кремль определенно ожидает от властей приграничных регионов более активных шагов по контролю за восстановлением разрушенных домов и поддержанием инфраструктуры безопасности, а также оперативных и жестких решений в отношении допускающих нарушения чиновников и подрядчиков. Если этого не произойдет, усилятся риски для команд губернаторов таких субъектов с дальнейшим ростом внимания к ним проверяющих структур. Появляются новые вызовы для действующего руководства Курской области — с учетом обсуждения в медиа вопроса об эффективности уже построенных здесь оборонительных сооружений, а также ожидаемого выделения региону средств на восстановление гражданских объектов. Однако есть определенные риски и для властей Брянской области - например, в случае более плотного внимания федеральных властей к состоянию фортификационных сооружений в регионе. Полномочия главы области Александра Богомаза истекают в 2025 году, и внимание Кремля к эффективности реализации в регионе любых задач будет возрастать.
4. Акцент Владимира Путина в ходе рабочей встречи с врио главы Курской области Алексеем Смирновым на необходимости «обязательно работать непосредственно с людьми» может предполагать вероятную жесткую реакцию Кремля в случае проблем и тем более публичных скандалов в ходе коммуникации региональных властей с гражданами. Но также — курс федеральных властей на возможное вовлечение действующих в таких регионах общественных организаций в мониторинговые мероприятия, в том числе для оценки качества проведения необходимых строительных работ: от восстановления домов до модернизации инфраструктуры безопасности.
5. Сохраняет актуальность заданный еще осенью 2022 года тренд на сохранение значительной части функций в рамках повестки безопасности в регионах за гражданскими властями. При этом возможно дополнительное усиление выходцами из силовых структур администраций в наиболее проблемных с этой точки зрения муниципалитетах.