Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в ноябре 2024 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
1.Несмотря на напряженную внешнеполитическую повестку, Владимир Путин в ноябре уделил заметное внимание работе с губернаторским корпусом. Так, после рабочих встреч с президентом укрепляются позиции губернатора Запорожской области Евгения Балицкого (с 36-го на 30-е место) и главы Кировской области Александра Соколова (с 54-го на 47-е место, переходит в группу с сильным влиянием).
Среди ключевых акцентов, обозначенных президентом в ходе таких встреч, можно выделить преодоление дефицита кадров в социальной сфере и развитие социальной инфраструктуры, экологические проблемы (включая утилизацию твердых коммунальных отходов), расселение аварийного жилья, а также организацию помощи участникам СВО.
Комплексные меры поддержки ветеранов спецоперации и членов их семей активно рассматривались в ноябре в рамках разработки региональных инициатив и межрегионального сотрудничества. Например, в Вологодской области при поддержке губернатора Георгия Филимонова (с 51-го на 50-е место, переходит в группу с сильным влиянием) состоялся форум Северо-Западного федерального округа «Трудоустройство и меры поддержки участников СВО: лучшие региональные практики». А в Ленинградской области губернатором Александром Дрозденко (с 12-го на 10-е место) было подержано введение подарочных сертификатов ко дню рождения для жен и детей участников спецоперации.
2.Одним из значимых приоритетов Кремля по-прежнему остается работа с арктической повесткой и развитие Северного морского пути. Показательна, например, церемония торжественного спуска на воду атомного ледокола «Чукотка», в которой приняли участие Владимир Путин, а также губернаторы Санкт-Петербурга Александр Беглов (4-е место) и Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов (35-е место).
Обратим внимание на акцент, сделанный президентом в ходе выступления по данной теме, на вопросах развития транспортной инфраструктуры в рамках усиления роли Северного морского пути, а также необходимости поддержки судостроительной отрасли. В рамках этого тренда, в частности, усиливается влияние губернатора Приморского края Олега Кожемяко (с 20-го на 18-е место) — с учетом упомянутых главой Минпромторга Антоном Алихановым планов загрузки загрузки расположенной в регионе верфи «Звезда» с выпуском до 2037 года для нужд Севморпути 92 грузовых судов ледового класса.
3. На инвестиционном форуме ВТБ «Россия зовет!» с участием президента были поставлены вопросы, актуальные и для региональной политики Кремля. В частности, Владимир Путин отметил необходимость «закрепиться на траектории долгосрочного устойчивого экономического роста, обеспечить качественную инвестиционную динамику в реальном секторе».
Очевидно, что в рамках этой стратегии федеральный центр продолжит поддержку и поощрение региональных мероприятий, направленных на привлечение инвестиций, а также выход отечественных производителей на рынки дружественных и нейтральных стран. Среди мероприятий такого характера, состоявшихся в ноябре, заметен Югорский экономический форум, прошедший при активной поддержке главы ХМАО Руслана Кухарука (22-е место).
4. Ключевым событием декабря в рамках региональной политики федерального центра должна стать «Прямая линия» с Владимиром Путиным. Ожидаемо, что «прямые линии» с губернаторами, которые состоялись в ноябре или должны пройти в первой половине декабря, будут ориентированы на превентивное реагирование на социальные и инфраструктурные проблемы на местах с целью провести необходимую работу по проблемным точкам до мероприятия с президентом.
Более эффективной тактикой для губернаторов (как с имиджевой точки зрения, так и в логике оценки ситуации в регионах Кремлем) будет не просто ситуативное реагирование на обращения граждан по проблемным сюжетам, но длительная вовлеченность в решение каждой из таких проблем.
От федеральных властей в 2025 году логично ожидать усиления взаимодействия с социально ориентированными НКО, в том числе с учетом возможного снижения интенсивности боевых действий в зоне проведения СВО, что будет предполагать и более масштабное возвращение военнослужащих в родные регионы с необходимостью проработки для них новых социальных программ.
Уже в ноябре-начале декабря 2024 года вопросы поддержки добровольчества оставались важной составляющей работы федеральных властей с регионами. Отметим, например, повестку рабочей встречи губернатора Тюменской области Александра Моора (с 14-го на 12-е место) с вице-премьером Дмитрием Чернышенко.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
1.Ротации в губернаторском корпусе стали сопровождаться более выраженным акцентом на проведение жесткого аудита и антикоррупционных расследований в регионах, где состоялись перестановки. Так, в Ростовской области были задержаны заместитель губернатора-глава Минтранса региона Виталий Кушнарев и замглавы того же ведомства Дмитрий Мамелко. Ожидается активизация проверок, прежде всего по поводу строительства приграничных оборонительных сооружений, в Курской области после назначения на пост врио губернатора региона Александра Хинштейна.
Интенсивные проверки могут коснуться сферы ЖКХ и строительства — как на региональном, так и на муниципальном уровне. В ряде регионов, где были назначены новые врио, уже произошли перестановки в руководстве соответствующих блоков. Так, в Республике Коми еще в начале ноября в отставку ушел вице-премьер-глава Минстроя региона Андрей Селиванов, а в Тамбовской области в начале декабря — министр ЖКХ и ТЭК Елена Бибикова. Отметим также приостановку выдачи разрешений на строительство многоквартирных домов, а также инвентаризацию всех выданных ранее разрешений в Ростовской области.
В кадровой сфере существенных перестановок в региональном правительстве с привлечением «внешних» кадров (в том числе из числа выходцев из силовых структур) можно ожидать в Курской области. При этом возможно, что заметная часть таких ротаций будет проведена не в декабре 2024-го, а в январе-марте 2025 года — с учетом необходимости подбора специалистов, способных работать в сложных условиях региона, где идут боевые действия, а затем будут требоваться масштабные восстановительные работы в наиболее пострадавших от этого районах. Вероятно, часть приглашенных в новое правительство региона чиновников будет иметь опыт работы в новых субъектах.
Отметим вошедших в число фигурантов рейтинга врио губернатора Ростовской области Юрия Слюсаря (63-е место), врио главы Тамбовской области Евгения Первышова (70-е место), врио губернатора Еврейской автономной области Марии Костюк (74-е место), а также усиление влияния врио главы Республики Коми Ростислава Гольдштейна (с 69-го на 64-е место) и кардинальную потерю позиций экс-губернатором Курской области Алексеем Смирновым (с 37-го на 89-е место, экспертный опрос для рейтинга АПЭК был завершен до его отставки).
2.Продолжаются кадровые ротации в органах исполнительной власти на уровне регионов, где губернаторские кампании завершились в сентябре 2024 года. Ряд таких назначений отражает важные федеральные тренды.
Показательно стремление губернаторов усилить контроль над сферой ЖКХ на старте зимнего сезона. Например, глава Челябинской области Алексей Текслер (9-е место), в сентябре переизбранный на второй срок, объявил о создании специального министерства жилищно-коммунального хозяйства и расторжении контракта с и. о. начальника Управления Госжилинспекции по региону Рашидой Ковалевой.
Федеральный тренд на усиление внимания как центральных, так и региональных властей к сфере ЖКХ, очевидно, ведет к повышению аппаратных рисков для курирующих это направление замов губернаторов и руководителей профильных подразделений. В то же время эта тенденция может приводить к росту влияния представителей контрольно-счетных палат, контрольно-ревизионных управлений губернаторов, а также руководителей прокуратуры и Следственного комитета, которые специализируются на этой сфере.
3.В первые месяцы 2025 годы новые перестановки на уровне мизндравов и социальных блоков регионального уровня могут быть связаны с началом реализации нацпроекта «Семья». Конечно, регионы, которые могут на высоком уровне реализовать федеральную стратегию в этой сфере, могут получить положительное внимание Кремля и привлечение руководителей социальной сферы, а также губернаторов регионов к разработке новых общенациональных социальных проектов. Среди позитивных событий месяца в этой сфере — церемония открытия в Москве крупнейшего в России Центра женского здоровья, в которой приняли участие вице-премьер Татьяна Голикова и мэр города Сергей Собянин (1-е место).
На старте реализации нацпроекта «Семья» проверки федеральных структур в отношении региональных минздравов могут дополнительно активизироваться. Характерно, что перестановки в таких ведомствах затронули и регионы, руководство которых сейчас чувствует себя менее устойчиво в связи с изменением баланса сил на федеральном уровне. Обратим внимание, например, на прошедшую в конце октября отставку главы Минздрава Московской области Алексея Сапонюка — на фоне некоторого усиления уязвимости губернатора региона Андрея Воробьева (с 7-го на 8-е место) в контексте ослабления позиций команды Сергея Шойгу на федеральном уровне.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды декабря 2024-го — января 2025 года
1.Постепенно активизируется обсуждение сценариев парламентской кампании-2026 на уровне одномандатных округов. Региональными внутриполитическими блоками, а также в медиа-пространтстве обсуждаются варианты подбора ключевых кандидатов, которые примут участие на выборах в Госдуму по мажоритарной системе — как правило, в контексте возможного выдвижения по округам в 2026 году участников СВО или вытеснения активных депутатов-одномандатников, находящихся в сложных отношениях с действующими губернаторами, из политического пространства соответствующих субъектов. В этих условиях уже в январе-феврале 2025 года можно ожидать активизации на региональном уровне негативных информационных кампаний против части потенциальных новых кандидатов лояльного пула, а также в отношении ресурсных игроков из других субъектов, которые могут рассматривать возможность сменить не только округ, но и регион для выдвижения. В первую очередь такие информационные кампании могут быть характерны для экономически развитых субъектов со сложной внутриэлитной конфигурацией (таких, например, как Свердловская, Иркутская, Новосибирская области, Красноярский и Хабаровский края).
2.По сообщениям о прошедшем в мастерской управления «Сенеж» 28-30 ноября 2024 года семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике, федеральный внутриполитический блок в рамках подготовки к парламентской кампании-2026 ориентирует регионы на достижение показателей явки избирателей и результатов «Единой России» в среднем на уровне 55%, что должно превысить показатели аналогичных выборов 2021 года (51,7% и 49,8% соответственно). Добиться таких целей можно, повышая интерес избирателей к будущей кампании, а значит, способствуя усилению конкуренции среди игроков оппозиционного фланга при одновременной активизации работы партии большинства с традиционными для нее электоральными группами и умеренно протестной средой. На уровне субъектов (прежде всего с заметным протестным потенциалом) в декабре 2024-го — январе 2025 года это может привести к смене руководства ряда отделений оппозиционных партий, а также глав части региональных исполкомов «Единой России». А месседжи врио секретаря Генсовета «Единой России» Владимира Якушева (в том числе изложенные в его программной статье «Объединение власти и народа») о значении принципа «большого волонтерского штаба» и «партийного МЧС» в работе с актуальной повесткой могут свидетельствовать о том, что в 2025-2026 годах исполкомы региональных отделений партии могут быть усилены выходцами из социально ориентированных НКО и специалистами по работе с протестной повесткой, в частности, получившими опыт работы на уровне первичных отделений или в качестве муниципальных депутатов.
3.На федеральном уровне можно ожидать попыток кадровой перезагрузки и ребрендинга ряда непарламентских сил (отметим, например, отставку главы РЭП «Зеленые» Андрея Нагибина или активизацию «Гражданской инициативы»). А на региональном — роста активности в январе-марте 2025 года отделений непарламентских партий в тех субъектах, где в сентябре ожидаются выборы в заксобрания или в представительные органы административных центров с целью выявить потенциал таких игроков накануне парламентской кампании. На этом фоне в первом полугодии 2025 года может возрасти интерес со стороны непарламентских проектов к региональным оппозиционным политикам, оказавшимся вытесненными из парламентских партий на предыдущих этапах. Такой тренд среди предвыборных территорий 2025 года может коснуться, например, Новосибирской, Костромской области, Республики Коми (где одновременно пройдут выборы в заксобрания и представительные органы административных центров), а также Астрахани, Владимира, Ульяновска, где предстоят выборы в городские думы.
4.Формируется тренд на усиление контроля федерального центра за реализацией регионами проектов в рамках «Инфраструктурного меню», о чем могут свидетельствовать критические замечания по поводу переноса сроков ввода строящихся объектов и удорожания подобных проектов, высказанных на совещании по этому поводу, прошедшем в Совете Федерации в начале декабря. В январе-феврале 2025 года в связи с этим можно ожидать роста интенсивности проверок проблемных аспектов реализации в регионах подобных инфраструктурных проектов со стороны федеральных правоохранительных органов, а также активизации независимого мониторинга в этой сфере в структуре «Единой России». Обращение Владимира Якушева к главе Минфина Антону Силуанову с предложением выявить наиболее проблемные и рискованные концессионные соглашения в регионах может быть шагом к усилению роли партии большинства в вопросах контроля и за реализацией наиболее масштабных инфраструктурных проектов на местах уже в первой половине 2025 года.
5. Сложным периодом для глав регионов могут стать вторая-третья декады января 2025 года — с учетом традиционного в это время сезонного роста протестных настроений, а также внимания СМИ к проблемам субъектов. Скорее всего, поводам для жесткого реагирования со стороны федеральных властей могут стать не только проблемы в сфере ЖКХ на местах, но и получившие негативный резонанс высказывания региональных и муниципальных чиновников, а также сбои в работе учреждений здравоохранения. С высокой вероятностью в январе-феврале 2025 года можно ожидать отставок заместителей глав муниципалитетов, курирующих вопросы ЖКХ, в ряде предвыборных регионов.
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в октябре | Средний балл |
Очень сильное влияние | |||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва | 1 | 1 | 9,65 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан | 2 | 3 | 7,35 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики | 3 | 2 | 7,25 |
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург | 4 | 4 | 7,23 |
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области | 5 | 5 | 6,83 |
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области | 6 | 6 | 6,71 |
Аксенов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым | 7 | 8 | 6,70 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области | 8 | 7 | 6,58 |
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области | 9 | 9 | 6,51 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области | 10 | 12 | 6,48 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области | 11 | 11 | 6,47 |
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области | 12 | 14 | 6,45 |
Кондратьев Вениамин Иванович
Губернатор Краснодарского края | 13 | 18 | 6,43 |
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия) | 14 | 16 | 6,40 |
Пасечник Леонид Иванович
Глава Луганской Народной Республики | 15 | 17 | 6,34 |
Котюков Михаил Михайлович
Губернатор Красноярского края | 16 | 13 | 6,32 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области | 17 | 22 | 6,30 |
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края | 18 | 20 | 6,29 |
Пушилин Денис Владимирович
Глава Донецкой Народной Республики | 19 | 10 | 6,28 |
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан | 20 | 26 | 6,27 |
Сильное влияние | |||
Демешин Дмитрий Викторович
Губернатор Хабаровского края | 21 | 19 | 6,25 |
Кухарук Руслан Николаевич
Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра | 22 | 15 | 6,23 |
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя | 23 | 21 | 6,22 |
Турчак Андрей Анатольевич
Глава Республики Алтай | 24 | 36 | 6,20 |
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО | 25 | 23 | 6,18 |
Середюк Илья Владимирович
Губернатор Кемеровской области | 26 | 35 | 6,17 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области | 27 | 41 | 6,16 |
Федорищев Вячеслав Андреевич
Губернатор Самарской области | 28 | 39 | 6,15 |
Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области | 29 | 33 | 6,14 |
Балицкий Евгений Витальевич
Губернатор Запорожской области | 30 | 36 | 6,13 |
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области | 31 | 27 | 6,12 |
Сальдо Владимир Васильевич
Губернатор Херсонской области | 32 | 25 | 6,10 |
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия | 33 | 28 | 6,08 |
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области | 34 | 29 | 6,07 |
Кузнецов Владислав Гариевич
Губернатор Чукотского АО | 35 | 31 | 6,05 |
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области | 36 | 46 | 6,04 |
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания | 37 | 34 | 6,03 |
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области | 38 | 49 | 6,01 |
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области | 39 | 38 | 6,00 |
Беспрозванных Алексей Сергеевич
Губернатор Калининградской области | 40 | 52 | 5,97 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея | 41 | 43 | 5,96 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края | 42 | 45 | 5,94 |
Миляев Дмитрий Вячеславович
Губернатор Тульской области | 43 | 50 | 5,91 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево – Черкесской Республики | 44 | 42 | 5,90 |
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области | 45 | 47 | 5,88 |
Артамонов Игорь Георгиевич
Губернатор Липецкой области | 46 | 40 | 5,86 |
Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области | 47 | 54 | 5,84 |
Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области | 48 | 44 | 5,83 |
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области | 49 | 48 | 5,82 |
Филимонов Георгий Юрьевич
Губернатор Вологодской области | 50 | 51 | 5,81 |
Среднее влияние | |||
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области | 51 | 30 | 5,80 |
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области | 52 | 32 | 5,79 |
Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан | 53 | 59 | 5,74 |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия | 54 | 53 | 5,73 |
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики | 55 | 56 | 5,70 |
Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области | 56 | 62 | 5,68 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области | 57 | 58 | 5,67 |
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края | 58 | 60 | 5,65 |
Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа | 59 | 57 | 5,63 |
Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики | 60 | 64 | 5,62 |
Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области | 61 | 65 | 5,60 |
Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области | 62 | 55 | 5,59 |
Слюсарь Юрий Борисович
Врио губернатора Ростовской области | 63 | — | 5,55 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Врио главы Республики Коми | 64 | 69 | 5,54 |
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области | 65 | 70 | 5,53 |
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области | 66 | 66 | 5,51 |
Хоценко Виталий Павлович
Губернатор Омской области | 67 | 73 | 5,50 |
Анохин Василий Николаевич
Губернатор Смоленской области | 68 | 72 | 5,49 |
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики | 69 | 75 | 5,47 |
Первышов Евгений Алексеевич
Врио главы Тамбовской области | 70 | — | 5,45 |
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия | 71 | 68 | 5,43 |
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края | 72 | 80 | 5,40 |
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия | 73 | 81 | 5,42 |
Костюк Мария Федоровна
Врио губернатора Еврейской автономной области | 74 | — | 5,37 |
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области | 75 | 78 | 5,32 |
Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл | 76 | 83 | 5,26 |
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области | 77 | 63 | 5,22 |
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области | 78 | 74 | 5,21 |
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области | 79 | 77 | 5,20 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области | 80 | 87 | 5,18 |
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края | 81 | 76 | 5,11 |
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области | 82 | 67 | 5,07 |
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области | 83 | 61 | 5,03 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия | 84 | 85 | 5,00 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва | 85 | 79 | 4,96 |
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области | 86 | 71 | 4, 92 |
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края | 87 | 84 | 4,88 |
Коновалов Валентин Олегович
Глава Республики Хакасия | 88 | 88 | 4,77 |
Смирнов Алексей Борисович
Губернатор Курской области | 89 | 37 | 4,65 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-89).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2024 г.