АПЭК подготовило аналитический доклад "Итоги думской кампании в Башкирии: От административной навигации к возрастающей динамике конкурентной среды"
В Башкирии прошли 193 избирательных кампании разного уровня, в которых приняли участие более 2 млн. избирателей. Ожидаемо повышенный интерес вызвали в регионе выборы в Государственную Думу Российской Федерации (так, явка составила 68,78%). Кампания значительно отличалась от предыдущей. Возвращение одномандатных округов повысило предвыборную конкуренцию и ожидания населения. Новая «лепестковая» нарезка усложнила работу штабов политических партий, которые вынуждены были совмещать часто противоречивые месседжи. Дополнительным драйвером избирательной кампании стало настойчивое требование Кремля обеспечить конкурентность, честность и легитимность предвыборной борьбы и итогов выборов.
Завершившийся в Башкирии электоральный цикл вписывается в логику нишевой конкуренции: в сложившейся структуре каждая из парламентских партий занимает свою политическую нишу. При этом ведущие позиции занимает «Единая Россия». КПРФ и ЛДПР контролируют наиболее значимые ниши, левую и национально-патриотическую.
Конкурентная борьба разворачивается в каждой нише, однако наиболее острое соперничество наблюдалось в левом и либеральном секторах политического поля. Итоги выборов показали, что КПРФ с большим трудом удалось сохранить лидирующие позиции на левом фланге, а жесткая конкуренция либеральных партий между собой предопределила поражение всего либерального лагеря.
Особенностью региональной кампании стали отчетливые антипопулистские настроения, ориентированные на решение локальных проблем развития. В условиях кризиса сформировался повышенный запрос населения на «реалистичную» региональную повестку и, как следствие, антипатия и даже враждебность к «пришлым» кандидатам. Поэтому партии, вынужденные обратиться к федеральным политикам, плохо известным республиканскому избирателю, изначально поставили себя в худшие условия по сравнению со своими оппонентами, особенно в одномандатных округах. Это обстоятельство повлияло на итоговый результат. Серьезным фактором избирательной кампании стал сложившийся консенсус в отношении курса президента РФ. Мнение президента и его непосредственная поддержка «Единой России» имели значительный электоральный эффект..
С более полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Региональные исследования" и на портале "Региональные комментарии".