у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (962) 907 90 98
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Российские регионы и региональная политика в конце 2016 года: основные тренды, вызовы и конфликты"

12.01.2017

В декабре региональную повестку определяли традиционные темы конца года – наполнение региональных бюджетов и активизация заинтересованных игроков накануне старта губернаторских предвыборных кампаний-2017.  

Одним из наиболее резонансных событий декабря, касающихся региональной политики, традиционно становится Послание Президента РФ Федеральному Собранию. В документе, оглашенном в декабре 2016 года, Владимир Путин, в частности, заявил о необходимости в «таких вопросах, как благоустройство городов и посёлков, сохранение исторического облика и создание современной среды для жизни… не бояться диалога с людьми». Многие увидели в этом критику мэрии Москвы и политики столичных властей в отношении локальных социальных конфликтов. Ряд игроков уже интерпретировали такую позицию В.Путина как готовность федерального центра нейтрально смотреть на артикулирование публичных претензий к С.Собянину со стороны критически настроенных по отношению к нему групп (сообщества горожан, недовольных благоустройством, ЖКХ, медицинской и образовательной реформами, транспортной политикой, системой коммуникации мэрии с гражданами; владельцы мелкого бизнеса, прежде всего в сфере торговли и услуг, интересы которых были затронуты властями; значительная часть муниципальных депутатов и ориентированных на них неформальных муниципальных групп). Возрастает вероятность проведения общегородских кампаний за отставку С.Собянина в 2017 году в Москве – под социальными лозунгами. Для многих городских сообществ новая ситуация означает возможность добиться начала реального диалога с руководством города на пути к муниципальным выборам и особенно выборам мэра в 2018 году, когда уязвимость С.Собянина еще более возрастет.

Но одновременно большая свобода действий различных сил в борьбе за коррекцию повестки столичных властей может привести к большей конкуренции между ними, что в принципе позволит мэрии лавировать. Так или иначе, коммуникация столичных властей с горожанами после заявления В. Путина в любом случае должна стать более гибкой и более регулярной. О принципиальном понимании этого вызова могут свидетельствовать приход на пост главы регионального отделения «Единой России» А. Метельского, целью которого определенно является мобилизация провластного электората перед муниципальными выборами, и возросшая публичная активность вице-мэра А. Раковой, стремящейся продемонстрировать эффективность некоторых московских практик, в том числе в сфере коммуникации, и готовность «тиражировать» эти практики для регионов.

Состоявшийся в начале декабря визит В.Путина в Челябинскую область подтвердил интерес Кремля к субъектам РФ, где размещены в том числе важные предприятия ВПК. Этот визит, в котором впервые были заметны черты «предвыборного» стиля, может задать модель, по которой будет проходить посещение Президентом РФ индустриальных регионов в 2017 году. Эффективные региональные практики, как в случае с металлургическими предприятиями Челябинской области, будут использоваться прежде всего для целей продвижения федеральной повестки (в данном случае – перехода к повестке развития и роста). Региональные проблемы будут при этом отходить на второй план.

Традиционной темой для федеральных властей в декабре становится обсуждение бюджетной обеспеченности регионов. В конце месяца под председательством Дмитрия Медведева прошло правительственное совещание, посвященное данной проблеме. Задача почти двукратного сокращения дефицита региональных бюджетов к 2019 году поставлена Правительством РФ на фоне сложной финансовой ситуации на местах, когда даже вполне благополучные территории выпускают или собираются выпустить облигации для решения подобных проблем. Например, в конце 2016 года после 13-летнего перерыва разместил свои облигации на Московской бирже ЯНАО, по этому пути собирались пойти и в Иркутской области.

Снижение бюджетного дефицита предполагает урезание расходов, прежде всего, в социальном блоке, что может вести к росту протестных настроений, в том числе среди бюджетников, являющихся важной составляющей электоральной базы власти. Другой путь решения проблемы - замораживание инфраструктурных проектов - как правило, приводит к росту внутриэлитных конфликтов, возрастанию конкуренции между разными группами влияния на местах с вовлечением в такие конфликты протестных групп. Причем эти факторы в большей степени могут проявляться в сравнительно благополучных регионах, где таких проектов анонсируется больше.

Поэтому не исключено, что Правительство РФ, осознавая подобные последствия, в конце 2017 года может заявить о сохранении существующего уровня господдержки даже регионов, не сумевших выполнить соглашения по снижению бюджетного дефицита. Пока федеральный грозит сокращением дотаций таким регионам на 2018-2020 годы.

Этой теме было посвящено и заявление главы Татарстана Рустама Минниханова на заседании Госсовета республики с критикой действий федеральных властей по перераспределению средств от регионов-доноров для нужд менее благополучных территорий. Конфликт между регионами и федеральным центром возник, в частности, по поводу перераспределения поступлений от налога на прибыль. Публично делая стилистически грубое заявление о «раскулачивании» и фактически пытаясь говорить от имени всех регионов-доноров, Р.Минниханов, вероятно, надеялся найти поддержку среди коллег по губернаторскому корпусу. Но именно предположение о подобных мотивах главы Татарстана заставило федеральный центр оперативно и четко дать понять, что он не будет поддаваться давлению Казани. Именно так можно трактовать заявление Д.Медведева, что «целевые трансферты должны направляться в первую очередь исходя из потребностей в развитии региональных отраслей экономики, социальной сферы, других важнейших компонентов, а не просто в регионы, тем более в регионы, которые являются донорами». В этом смысле шаг Р.Минниханова изначально не оправдывал связанным с ним рисков. Давление Кремля на элиту Татарстана теперь определенно возрастет. Подобные выступления со стороны глав регионов-доноров в 2017 году в принципе возможны, но именно быстрая реакция главы правительства остановит ряд губернаторов от подобных действий в будущем.

В декабре в целом завершился процесс формирования региональных избиркомов, который сопровождался трениями между ЦИК РФ и властями на местах. Наибольшее внимание СМИ привлекли разногласия между командой Эллы Памфиловой и властями субъектов РФ по поводу введения в состав избиркомов выходцев из «Яблока» и «Голоса». Однако на деле разногласия касались более широкого круга вопросов. При этом федеральный центр проявил гибкость: с одной стороны, не препятствовал команде Э.Памфиловой проявить большую активность при продвижении тех или иных деятелей в региональные избиркомы, с другой – не стал оказывать на региональные администрации излишнее давление, позволив им отстоять собственный подход к данным назначениям.

Тенденции конца года позволяют предположить, что в 2017 году Кремль будет жестко отстаивать политику финансовой поддержки проблемных территорий при сохранении нагрузки на регионы-доноры. Сохранение существующего уровня господдержки регионов даже при наличии там серьезного бюджетного дефицита не исключено и в 2018 году. Некоторые заявления федерального руководства, на первый взгляд, создавая благоприятные условия для выражения недовольства тех или иных групп населения региональными властями, могут дать последним преимущество, увеличивая конкуренцию между противостоящими им игроками (как в вопросе учета мнения жителей Москвы при решении проблем благоустройства). Однако для этого между недовольными группами необходимо эффективно маневрировать, а система коммуникации властей и горожан должна быть серьезно улучшена.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Рейтинги и рэнкинги" и на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку