у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Конкуренция на губернаторских выборах-2017: общий характер и региональная специфика"

03.07.2017

Конкуренция - постоянный и действенный фактор российской политики, в том числе и губернаторских выборов. Она стала привычной и воспринимается элитами, в том числе оппозиционными, как «новая нормальность». В 2017 году старые закономерности губернаторских кампаний сочетаются с новыми тенденциями.

Во-первых, в целом ряде регионов конкуренция сегодня выше, чем на губернаторских выборах 5 лет назад. Например, в Белгородской и Новгородской областях единственными кандидатами от парламентской оппозиции в 2012 году были представители ЛДПР (Ирина Горькова и Виктор Михайлов соответственно). Сегодня в тех же регионах реальные шансы на регистрацию в качестве кандидатов имеют представители всех думских оппозиционных партий.

Во-вторых, выдвижение на выборах не самых сильных кандидатов или отказ партий от участия в губернаторских кампаниях стали проявляться еще в первой половине 2000-х, задолго до появления «муниципального фильтра». Среди причин этой тенденции – ослабление отделений парламентских оппозиционных партий во многих регионах по мере вхождения наиболее влиятельных представителей местных элит в «Единую Россию». По этой и ряду других причин уже тогда региональным отделениям оппозиционных партий иногда стало выгоднее вступить в подобие коалиции с действующим губернатором, чем агрессивно противостоять ему на выборах. Подобное мы видим и сейчас. Ряд парламентских партий отказались от выдвижения своих кандидатов еще на стадии партийных конференций. Один из ярких примеров – Марий Эл, где врио главы республики Александр Евстифеев был приглашен на конференцию КПРФ и был поддержан руководителями регионального отделения партии.

В-третьих, преимущественно нишевый характер конкуренции в ходе большинства губернаторских кампаний отражает общие тенденции политического процесса на федеральном уровне. Показательны думские выборы 2016 года, в ходе которых основная часть оппозиционных партий стремилась к мобилизации базового электората в собственных электоральных нишах, практически не пытаясь бороться за сторонников из других ниш (исключением стала ЛДПР). Тем не менее прошедшие парламентские выборы никак нельзя назвать неконкурентными.

В-четвертых, врио губернатора в период между назначением в регион и официальным стартом предвыборной кампании попадает в ситуацию, когда региональные элиты и протестные группы уже тестируют на прочность его позиции. В это время он часто подвергается интенсивным информационным атакам, вынужден иметь дело с протестной активностью и идти на уступки – как представителям элит, так и протестным группам. Фактически в это время проходит «нулевой тур» выборов. Например, характер встреч врио глав регионов с представителями региональных отделений «Единой России» в ходе губернаторских праймериз партии продемонстрировал: это не протокольные мероприятия, там могут быть заданы жесткие вопросы такому кандидату. И эти вопросы были заданы.

В-пятых, убедительность победы губернатора на выборах обусловлена отнюдь не наличием «большого игрока» (сильного оппозиционного кандидата), способного обеспечить второй тур или даже поставить под сомнение победу основного кандидата, - это как раз ослабляет эту убедительность в глазах населения и элит. Она обусловлена эффективностью электорального послания и самой кампании основного кандидата, качеством механизмов вовлечения населения, представленностью на выборах системных оппозиционных сил, отсутствием претензий и скандалов.

В-шестых, помощь «Единой России» оппозиционным кандидатам в преодолении муниципального фильтра, конечно, несет для таких кандидатов имиджевые риски. Но эти риски не мешают оппозиции сохранять базовый электорат и - в случае проведения эффективной кампании – даже привлекать новый.

Даже в случае отмены «муниципального фильтра» курс многих отделений парламентских оппозиционных партий на долгосрочные соглашения с врио губернаторов в логике солидарной ответственности, а не на агрессивную борьбу с ними в ходе губернаторских кампаний, скорее всего, сохранится. В любом случае фильтр - долговременный механизм, определяющий правила предвыборной борьбы. Менять правила игры во время игры, тем более под давлением оппонентов – нелогично для любого политического субъекта. Хотя в дальнейшем необходима серьезная диагностика работы фильтра и экспертная дискуссия по этому поводу.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Региональные исследования" и на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку