у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило доклад "Екатеринбург: усиление областной власти, реальная конфигурация влияния и перспективы развития ситуации"

02.10.2018

После выборов 9 сентября началась динамичная переконфигурация политического поля Свердловской области. На заседании Городской думы Екатеринбурга 25 сентября депутаты единогласно (36 из 36) избрали мэром вице-губернатора А.Высокинского, кандидатуру которого предлагало руководство области. Спикером гордумы был избран также ориентированный на областные власти И.Володин. Это очевидное поражение бывшего первого вице-губернатора В.Тунгусова, курирующего внутриполитический блок, однако оно не означает его окончательного отказа от борьбы за влияние на Екатеринбург.

Ранее финальным аккордом избирательной кампании по выборам депутатов Городской думы стал уход первого вице-губернатора В.Тунгусова со своей должности. Это событие должно положить конец многолетнему противостоянию между региональной властью (в лице губернатора Е.Куйвашева) и мэрией Екатеринбурга. Непросто складывались отношения руководства региона и с главой второго муниципалитета в области – мэром Нижнего Тагила С.Носовым до его ухода на пост губернатора Магаданской области. Переход В.Тунгусова с поста вице-мэра Екатеринбурга в администрацию губернатора в мае 2016 года объяснялся задачами избирательной кампании по выборам в Госдуму и стал символом тактического примирения между центрами власти. Однако напряженность сохранялась и достигла точки эскалации в ходе борьбы за контроль над городским парламентом областного центра, который, в частности, должен был утвердить кандидатуру нового мэра после отмены прямых выборов и ухода Е.Ройзмана.

1. Контроль над Гордумой: цели групп влияния и ход игры

На выборах в Городскую думу Екатеринбурга было распределено 36 мандатов (18 по списочной части и 18 одномандатных округов). По итогам голосования «Единая Россия» получила 19 мандатов (6 по списку и 13 округов); КПРФ – 6 мандатов (5 по списку и 1 округ); «Справедливая Россия» - 7 мандатов (4 по списку и 3 округа); ЛДПР – 3 мандата (2 по списку и 1 округ); «Яблоко» - 1 мандат по партийному списку. Явка составила 26,66%.

Интерес В.Тунгусова на этих выборах заключался в том, чтобы при поддержке лояльных депутатов получить контроль над гордумой, решить в свою пользу голосование по выборам мэра и, вероятно, вернуться в мэрию Екатеринбурга на прежний пост, что означало бы продолжение борьбы за передел ресурсов и влияния между региональными властями и руководством административного центра. Можно предположить, что целью команды губернатора Е.Куйвашева было максимальное ограничение влияния В.Тунгусова, ранее «серого кардинала» свердловской политики, с последующей централизацией власти на региональном уровне. На практике это проявилось в формировании нескольких конкурирующих коалиций, которые строились не по партийному принципу, а главным образом на основании внутриэлитных договоренностей.

Наиболее широкий резонанс получил так называемый «Список Тунгусова» – перечень кандидатов тогда еще на праймериз «Единой России», одобренный первым вице-губернатором. В ходе кампании по праймериз со «Списком Тунгусова» произошел публичный конфликт: кандидаты, не попавшие в список, организовали пресс-конференцию и обратились к федеральному руководству партии с просьбой остановить произвол со стороны В.Тунгусова. Но в итоге партийная комиссия результаты праймериз признала. Впоследствии некоторые из тех, кто не попал в список мэрии, выдвинулись от оппозиции, нарушив тем самым этику предварительного голосования «Единой России». «Списку Тунгусова» на выборах противостояла так называемая «объединенная оппозиция» – единороссы, недовольные итогами праймериз, ряд оппозиционных партий и власти региона. В то же время В.Тунгусову удалось договориться с региональным руководством КПРФ и включить кандидатов от партии в состав своей коалиции на выборах в Гордуму. Список «Партии пенсионеров», который был снят с выборов в конце августа по решению федерального руководства партии, также принимался с учетом консультаций с В.Тунгусовым. Снятие списка «Партии Пенсионеров» серьезно ослабило позиции команды первого вице-губернатора. Например, в списке были представлены бывшие депутаты Гордумы и кандидаты от «Единой России», ориентированные на мэрию Екатеринбурга, но не занявшие проходные места по итогам праймериз. Кроме того, в ходе кампании происходили перестановки в ряде округов (главным образом в пользу регионального руководства).

Однозначно оценить итоги выборов с точки зрения распределения влияния на данный момент не представляется возможным: если непосредственно после выборов перевес в пользу команды губернатора казался незначительным, то по мере развития событий аппаратное ослабление В.Тунгусова становилось все более очевидным. Более того, начался медленный дрейф членов его «коалиции» в команду губернатора, что, конечно, подкреплялось определенными сигналами со стороны регионального руководства.

2. Высокинский против Маслакова и Кожемяко: победа Куйвашева

Показательным с точки зрения расстановки сил в Гордуме стало голосование по кандидатуре следующего мэра Екатеринбурга, который был избран вместо исполняющего обязанности В.Тестова (бывший зампред Гордумы, назначен в апреле 2018 года после отставки Е.Ройзмана и отмены прямых выборов главы города). Формально к рассмотрению на пост мэра комиссия рекомендовала три кандидатуры: вице-губернатора А.Высокинского, зампреда Заксобрания Свердловской области от «Справедливой России» В.Маслакова и юриста Н.Абакумову. Областные власти выступали за кандидатуру А.Высокинского, курирующего в правительстве вопросы экономики, территориального развития и подготовку к ЭКСПО-2025. В его поддержку выступил также Генсовет «Единой России» в лице А.Турчака. Депутат ЗАКСа В.Маслаков представляет интересы группы «Ренова». По распространенной версии, структуры В.Вексельберга поддержали В.Тунгусова в ходе кампании, и В.Маслаков мог рассматриваться в качестве компромиссной кандидатуры до того, как команда губернатора однозначно сделала ставку на А.Высокинского, заручившись поддержкой на федеральном уровне. В.Тунгусов лоббировал кандидатуру А.Кожемяко (в рекомендательный шорт-лист комиссии не вошел), первого заместителя главы администрации А.Якоба. Несмотря на то, что кандидатура А.Высокинского воспринималась как согласованная разными центрами влияния, В.Тунгусов продолжал переговоры с депутатами и пытался убедить их проголосовать 25 сентября за А.Кожемяко.

На заседании Гордумы 25 сентября присутствовали лишь 3 из 19 кандидатов, претендующих на пост мэра (только рекомендованные комиссией), что дает основания полагать: коалиция В.Тунгусова начала разваливаться несколько раньше, а он фактически отказался от борьбы за назначение мэра (вероятно, это стало понятно в начале 20-х чисел сентября, когда появились новости об отъезде В.Тунгусова в ОАЭ). Таким образом, вице-губернатор А.Высокинский был избран мэром единогласно – за него проголсовали все 36 депутатов городского парламента. Председателем Гордумы и сити-менеджером стал экс-депутат Заксобрания, представитель команды губернатора И.Володин. Он выступал ранее в поддержку реформы МСУ и за отставку Е.Ройзмана, а также за передачу градостроительных полномочий с городского на областной уровень. Примечательно, что голосование по кандидатуре И.Володина было открытым. Так стало известно, что воздержался лишь близкий к В. Тунгусову депутат Д.Сергин.

3. «Список Тунгусова» и реальная конфигурация влияния в Городской думе

Как следует из результатов голосования по кандидатурам мэра и спикера Гордумы, большинство депутатов ориентированы на сотрудничество с областным руководством. Однако об окончательном демонтаже «коалиции В.Тунгусова» говорить рано. Отказ от борьбы за назначение мэра не означает снятие всех противоречий: многих депутатов связывают определенные интересы с прежними городскими властями. В таблицах (табл. 1 и табл. 2) представлен перечень депутатов, избранных в одномандатных округах и по партийным спискам, их коалиционная ориентация на момент старта избирательной кампании и аффилированность с другими группами влияния. В последней графе дана приблизительная оценка.

По итогам выборов кандидаты из «Списка Тунгусова» победили в большинстве одномандатных округов; за командой губернатора остались кандидаты-списочники и оппозиция (за исключением КПРФ). При этом «Список Тунгусова» не только не представляет собой монолитное образование (в нем можно выделить своеобразные «фракции»), но и не является теперь собственно «тунгусовским».

· Один из опорных элементов «Списка Тунгусова» – депутаты, ориентированные на бывшего мэра Екатеринбурга (1992-2010 гг.) и действующего сенатора от региона А.Чернецкого, которого с В.Тунгусовым связывают бизнес-интересы и совместный опыт работы в мэрии в период конфликта мэра с прежним губернатором А.Мишариным. В частности, непосредственной поддержкой А.Чернецкого пользуется бывший замглавы администрации Екатеринбурга по социальным вопросам М.Матвеев (округ №6), которого изначально даже рассматривали в качестве потенциального спикера Гордумы. Близким к А.Чернецкому, а точнее, к «старой» команде мэрии считают бывшего вице-мэра В.Крицкого, курирующего строительную отрасль. В ходе кампании А.Чернецкий занял нейтральную позицию и прямо не поддержал губернатора в борьбе за избрание нового мэра.

· В 2014 году депутатами Гордумы Екатеринбурга 6-го созыва была создана так называемая «межпартийная группа» («фракция Тунгусова»), куда вошли В.Тестов («Единая Россия»), Д.Сергин («Единая Россия», переизбран, не поддержал назначение И.Володина спикером), С.Шадрин (КПРФ), В.Вегнер (КПРФ, перешел в Заксобрание), А.Смолин («Справедливая Россия», отстранен от участия в выборах), М.Вечкензин (ЛДПР, переориентирован на работу с региональным руководством). Деятельность группы отличалась открытой враждебностью по отношению к областным властям. Бывший и.о. мэра Екатеринбурга вице-спикер гордумы В.Тестов (переизбран по округу №5) неоднократно поднимал вопрос о пересмотре налогово-бюджетных отношений между городом и областью, выступал против реформы МСУ. Повторное избрание В.Тестова вице-спикером Гордумы принято интерпретировать как решение в пользу интересов группы В.Тунгусова. Это касается и ряда других депутатов из бывшей «межпартийной группы».

· Ряд депутатов являются представителями строительной бизнес-элиты (главным образом группы «Таганский ряд», которой руководит депутат Заксобрания А.Никифоров). К представителям группы в новом составе Гордумы в той или иной мере относят С.Мелехина, О.Кагилева, В.Тестова. К представителям строительных элит, ориентированных на В.Тунгусова, можно отнести почти всех представителей фракции КПРФ.

· На В.Тунгусова ориентирована часть «коммунальных» элит региона. При этом если один из монополистов рынка ЖКХ в Екатеринбурге Г.Терентьев (сын лидера группы «Уралмаш» С.Терентьева) в какой-то момент кампании, вероятно, поддержал В.Тунгусова, то бизнесмен В.Кочетков выступил на стороне «объединенной оппозиции» и, возможно, поддерживал кампанию «Справедливой России». Впрочем, вполне вероятно, позиция Терентьева изменилась – судя по некоторым признакам, он готов сотрудничать с администрацией Свердловской области.

· По распространенной версии, В.Тунгусова в ходе кампании поддержал Д.Пумпянский.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Региональные исследования" и на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку