у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Сельскохозяйственный экспорт России: структура, динамика, стимулирование и ограничители роста"

10.07.2019

Доля агропромышленного комплекса в российском экспорте оценивается в 5,8%. По итогам 2018 года объем сельскохозяйственного экспорта вырос на 20% и составил 25,8 млрд долларов. Крупнейшими импортерами российской сельскохозяйственной продукции стали Китай, Турция, Египет и Южная Корея. Согласно майским указам президента, экспорт сельскохозяйственной продукции должен к 2024 году удвоиться и составить 45 млрд долларов. Достижение этих показателей возможно при условии сохранения текущей динамики мер государственной поддержки, с развитием международной кооперации в области АПК.

Государственная политика стимулирования агропромышленного экспорта включает в себя как непосредственно финансовые механизмы поддержки производства и экспорта, так и определенные усилия, связанные с созданием благоприятной мировой конъюнктуры для российских экспортеров. Можно выделить несколько оснований государственной политики в сфере развития экспорта АПК:

· продовольственное эмбарго в отношении стран, присоединившихся к санкционной политике против России; импортозамещение;

· государственные программы поддержки производства и экспорта продукции АПК, развития экспортной инфраструктуры;

· международная кооперация, продвижение продукции на целевых рынках.

Продовольственное эмбарго, то есть запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении России, было принято в 2014 году на фоне эскалации в связи с событиями кризиса на Украине. Снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции в принципе соответствует стратегической логике обеспечения продовольственной безопасности страны и, как следствие, способствует росту экспорта российского АПК, резко увеличившего масштабы производства на фоне изменения политической конъюнктуры.

Сопутствующим эффектом международной эскалации и продовольственного эмбарго стала девальвация рубля. Демпинговые цены на российскую сельскохозяйственную продукцию позволили укрепить позиции отрасли на мировых рынках, однако то, что закупочные цены на российскую продукцию ниже среднемировых, прямо затрагивает интересы российских аграриев. Растущий экспорт не сопровождается кардинальным увеличением доходов производителей, а отсутствие свободных финансовых ресурсов ограничивает потенциал для развития и преодоления технического отставания – эти задачи решаются либо за счет мер господдержки, либо путем кредитования. Впрочем, можно считать потерю части прибыли за счет низкого курса рубля необходимыми транзитными издержками, которые будут компенсированы по мере дальнейшего укрепления позиций России на мировых рынках и создания более прочных моделей кооперации. Тем не менее сегодня низкий курс рубля скорее способствует росту конкурентоспособности российской продукции и выходу на новые рынки, то есть положительные эффекты от низкого курса рубля для сектора АПК не исчерпаны. Продовольственное эмбарго укладывается в более широкую повестку импортозамещения в сельскохозяйственной сфере, которая в долгосрочной перспективе ставит задачу перехода от импортозависимой к экспортноориентированной модели производства. Оценить влияние импортозамещения на экспорт АПК независимо от других мер поддержки достаточно сложно, но совокупный рост экспорта и снижение зависимости по импорту продовольствия позволяет говорить об успехах этого направления. По данным правительственного отчета, в период с 2012 по 2017 гг. экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья вырос на 23,5% при сокращении импорта на 29,1% - установлено твердое положительное сальдо торгового баланса. Значительная положительная динамика наблюдается по экспорту злаков (рост на 27,6%), подсолнечного, сафлорового и хлопкового масла и их фракций (рост на 29,9%), белого сахара (рост в 5,4 раза), свинины (в 1,5 раза), мяса птицы (рост на 42,1%), а также ракообразных (рост на 43%) и рыбного сектора в целом в связи с укреплением кооперации с Китаем. Кроме того, по итогам последних лет Россия вышла на первое место в мире по экспорту пшеницы. Отмечаются успехи в развитии растениеводства, животноводства, птицеводства. Риски могут возникнуть в перспективе в связи с достижением пределов рынка, так как резкий рост отчасти был связан с эффектом низкой базы. В целом некоторые сложности наблюдаются с экспортом продукции с высокой добавленной стоимостью.

Государственная поддержка остается ключевым фактором повышения экспортного потенциала продукции российского АПК на мировых рынках. Основные механизмы поддержки содержатся в документе “Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы”, реализацию которой курирует Минсельхоз. Поскольку сроки реализации программы подходят к концу, она будет продлена до 2025 года с соответствующим увеличением финансирования. В ближайшие 6 лет на реализацию программы планируется потратить дополнительно около 3,4 трлн рублей из федерального бюджета, не считая региональных и внебюджетных источников. Государственные субсидии направляются на следующие задачи: стимулирование инвестиционной деятельности (льготное кредитование и компенсация части капитальных затрат), субсидии на развитие отдельных отраслей АПК, модернизация производства, поддержка обеспечения аграриев сельскохозяйственной техникой. Тем не менее, содействие росту производства имеет непосредственное отношение к стимулированию экспорта, так как направлено на создание товарной базы, которая должна быть затем экспортирована на внешние рынки.

Стимулирование сельскохозяйственного экспорта входит в повестку национального проекта “Международная кооперация и экспорт”, направленного на развитие российского несырьевого экспорта и формирование эффективной системы кооперации и разделения труда в рамках Евразийского экономического союза. Нацпроект включает в себя 5 федеральных проектов: на развитие внешнеэкономического направления АПК направлен федеральный проект “Экспорт продукции АПК”, в рамках реализации которого планируется достичь целевого показателя по экспорту 45 млрд долларов к 2024 году. Целевые показатели проекта подразумевают, что в период с 2019 по 2024 гг. будет реализовано следующее.

· 6 экспортно-ориентированных оптово-распределительных центров общей мощностью 410 тыс. тонн единовременного хранения должны быть введены в эксплуатацию к 2023 году.

· Регулярные маршрутные отправки сельскохозяйственной и пищевой продукции на экспорт уже к 2021 году должны составить 1 млн. тонн в год.

· 30 экспозиций российских компаний АПК на международных выставках и 18 бизнес-миссий будет организовано в 2019-2024 гг.

· 50 атташе АПК войдут в сеть представителей Минсельхоза России к 2021 году.

Эти и другие меры связаны с внешнеэкономическими аспектами стимулирования сельскохозяйственного экспорта, реализация которых коренным образом зависит от успехов моделей поддержки АПК, направленных на рост производительности и модернизацию производства, тогда как активность по линии внешнеэкономической деятельности носит вспомогательный характер. В данном случае особого внимания заслуживает развитие нового направления – сельскохозяйственной дипломатии. В 2019 году в МГИМО начала работу кафедра Минсельхоза России «Международные аграрные рынки и внешнеэкономическая деятельность в агропромышленном комплексе». Ее образовательные программы обеспечивают комплекс необходимых знаний для того, чтобы продвигать российскую сельхозпродукцию за рубежом, работая как в органах государственной власти, так и в бизнесе. Особая роль в продвижении российского экспорта продукции АПК будет отводиться торговым представительствам. Кроме того, в 2016 году была открыта посредническая структура – «Российский экспортный центр» (АО «РЭЦ»).

С полной версий доклада можно ознакомиться в разделе "Политические исследования" и на портале "Региональные комментарии". 

Возврат к списку