у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило рейтинг влияния глав субъектов РФ в августе 2019 года

05.09.2019

Одной из наиболее значимых тенденций региональной политики в августе по-прежнему оставалось интенсивное прямое участие федеральных властей в решении проблем субъектов Федерации. Наиболее обсуждаемым в этом смысле стало внимание Владимира Путина к ситуации в Тулуне (он снова посетил Иркутскую область и в начале сентября). Такая региональная стратегия Кремля в ближайшей перспективе может стать фактором нового роста поддержки федеральных властей и перезагрузки «путинского большинства» - конечно, при условии предложения властями позитивной социальной повестки. 

Резонансным событием стала прошедшая в Москве встреча Владимира Путина с главами угледобывающих регионов. Характерно, что неучастие некоторых губернаторов в этом мероприятии было воспринято медийным и экспертным сообществом на местах как показатель крайней неустойчивости позиций таких чиновников (подробнее об этом – в разделе 3). Только в одном из субъектов, главы которых были на этом совещании ( Забайкальский край) в сентябре 2019 года проходит избирательная кампания регионального уровня – это еще раз свидетельствует о том, что публичные мероприятия и инициативы политического руководства страны гораздо чаще мотивируются не тактическими предвыборными, а более долгосрочными стратегическими задачами. Вообще развитие угледобывающих регионов рассматривается Кремлем в рамках курса на реализацию инфраструктурных проектов, затрагивающих более широкий круг территорий. Так, глава Минэнерго Александр Новак в ходе совещания напомнил о планах ускоренной модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, а также портовой инфраструктуры с учётом синхронизации их запуска со сроками ввода угледобывающих мощностей. Это показатель сохранения особого внимания Кремля к дальневосточным регионам. Наконец, экономическое развитие в региональной стратегии Кремля по-прежнему тесно взаимосвязано с социальной повесткой.

Не исключено, что проведение совещаний президента с губернаторами в зависимости от экономической специализации возглавляемых ими регионов может стать более распространенной практикой. Такой подход вполне вписывается и в другую тенденцию – закрепления ключевых федеральных министров за регионами, в которых наблюдались наибольшие проблемы в социально-экономической сфере (например, именно в этой логике первый вице-премьер Антон Силуанов в августе 2019 года посетил Курганскую область). С одной стороны, такой подход делает региональную проблематику более значимой составляющей для оценки эффективности работы членов правительства. С другой - более пристальное внимание федеральных министров к проблемам конкретных регионов может со временем стать значимым противовесом влияния губернаторов и создавать дополнительные возможности для региональных и муниципальных элит по прямому выходу на представителей Центра. Эту тенденцию нельзя рассматривать в отрыве от роли «Единой России» в развитии каналов прямой коммуникации между Центром и регионами (как через систему партийной учебы, так и благодаря иным направлениям работы - например, проведению в будущем тематических форумов и участию федеральных структур партии в деятельности по контролю за реализации нацпроектов).

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

Можно выделить несколько значимых тем, влиявших на внутриэлитную ситуацию в регионах в августе 2019 года. Большинство из них так или иначе связаны с избирательными кампаниями.

Прежде всего это взаимоотношения ключевых игроков регионального уровня, влияющих на предвыборную конфигурацию накануне Единого дня голосования. В частности, из кампании выбывают кандидаты парламентских партий, участие которых воспринимались многими наблюдателями как возможность для региональных элит как минимум ослабить позиции действующего руководителя региона и укрепить свои переговорные позиции в диалоге с ним. Так, в Калмыкии было отказано в регистрации кандидату в главы региона от КПРФ Намсыру Манджиеву (ранее его кандидатуру поддержали представители сразу нескольких партий, в его кампании принимали участие некоторых влиятельные в регионе фигуры).

В рамках губернаторской кампании в Санкт-Петербурге федеральный резонанс приобрел выход из гонки кандидата от КПРФ, депутата Госдумы Владимира Бортко. Хотя представители Компартии, включая Геннадия Зюганова, дистанцировались от такого решения кандидата (лидер коммунистов заявил, что «если пошли все в бой, с передовой никто не имеет права уходить»), сложившаяся конфигурация кампании создает основания для диалога КПРФ с администрацией города – в том числе повышая вероятность договоренностей, связанных со следующей думской кампанией по одномандатным округам и выборами в заксобрание региона в 2021 году, а также формирования структур местной власти после муниципальных выборов-2019.

Появляются дополнительные возможности для повышения влияния непарламентских партий. Так, именно на фоне избирательных кампаний вырос рейтинг «Коммунистов России». По данным опроса «Левада-центра» от 18-24 июля 2019 года, он приблизился к показателям «Справедливой России» (по 4% в группе респондентов, определившихся с выбором). В перспективе 2020-2021 годов это может работать на рост интереса представителей муниципальных элит и части региональных игроков к сотрудничеству с наиболее перспективными непарламентскими партиями (в зависимости от специфики региона в такой роли могут выступить также «Родина», «Патриоты России», «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость»). Тем не менее на стратегию таких представителей элит накануне федеральных парламентских выборов окажет влияние ситуация в ходе региональных избирательных кампаний 2020 года – если в этот период доля кандидатов от непарламентских сил, не допущенных до выборов или отстраненных от участия в них уже после регистрации, возрастет (как это было в 2015 году, за год до предыдущих думских выборов), это вновь повысит конкурентные преимущества парламентской оппозиции в борьбе за ресурсных политиков.

Популярной темой как в региональном, так и в федеральном экспертном и медиа-пространстве остается обсуждение вероятности вторых туров в ходе ряда губернаторских кампаний. На региональном уровне продвижение подобных тем становится инструментом давления местных игроков на руководство региона. Однако объективный анализ ситуации в регионах позволяет констатировать, что на конец августа 2019 года даже в регионах, где ряд экспертов предсказывает проведение вторых туров, не наблюдается необходимого сочетания факторов для реализации такого сценария.

Так, важным фактором мобилизации протестного электората в ходе ряда успешных для оппозиции губернаторских кампаний 2018 года стало одновременное проведение выборов в заксобрания соответствующих регионов. Но в 2019 году этот фактор отсутствует, например, в Астраханской и Вологодской областях, где ряд экспертов предсказывали проведение вторых туров губернаторских выборов. Пока можно предположить, что губернаторские кампании 2019 года со значительной вероятностью завершатся в один тур во всех регионах. Если этот прогноз подтвердится, это в итоге приведет к корректировке стратегии региональных элит накануне кампаний 2020 и 2021 годов – в частности, сделав ее более осторожной и, возможно, дополнительно повысив привлекательность сотрудничества с «Единой Россией» для ключевых игроков региональной политики. Показательно, что уже в финале нынешней избирательной кампании возросла роль правящей партии в выборных кампаниях кандидатов, баллотирующихся в органы власти в качестве самовыдвиженцев (заметным стало заявление представителей «Единой России» о поддержке списка таких политиков на выборах в Мосгордуму).

Во второй половине 2019 года деятельность врио глав регионов чаще была связана с проведением масштабных проверок деятельности муниципальных властей. Так, при поддержке врио главы Челябинской области Алексея Текслера Контрольно-счетная палата региона провела проверку деятельности администраций Челябинска и Златоуста. Характерно, что серию внеплановых проверок региональных ведомств провел и врио главы Ингушетии Махмуд-Али Калиматов, который не должен проходить через прямые выборы. При этом руководитель республики заявил о перспективе для уволенных чиновников ответить за свои действия перед судом. Подобная активность врио глав субъектов РФ связана не столько с необходимостью получения дополнительных политических возможностей или обычным изменением расклада сил на внутриэлитном уровне после подобных перестановок, сколько с линией федерального центра на проведение антикоррупционных мероприятий на региональном и муниципальном уровне. Это с большой вероятностью будет вести к обновлению местных элит и изменению конфигурации сил в ключевых муниципалитетах. При этом врио губернаторов «нового призыва» чаще сочетают такие проверки с апелляциями к местной общественности (можно вспомнить предложение Алексея Текслера о проведении опроса на избирательных участках об уровне поддержки главы Златоуста, прозвучавшее в ходе пятичасовой встречи врио губернатора с жителями города – еще до отставки мэра этого муниципального образования Вячеслава Жилина). Такой подход может получить дальнейшее развитие в деятельности врио губернаторов, которые будут назначены на свои посты в 2019 – 2020 годах. 

С полной версией рейтинга можно ознакомиться в разделе "Рейтинги и рэнкинги" и Региональные комментарии". 


Возврат к списку