у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Неполитический протест в регионах: структура, динамика и возможности политизации"

29.10.2019

Будучи преимущественно не политической, а социальной по своему характеру, протестная активность в российских регионах более предметна, обращена на конкретные системные проблемы и, наконец, по территориальному охвату – более масштабна. При этом по интенсивности медийного резонанса региональные протесты уступают крупным столичным политическим акциям, что вполне естественно.

До старта пенсионной реформы АПЭК выявляло следующие черты регионального протеста:

1) ситуативность (реакция на конкретную проблему и спад протеста по факту ее решения - или даже в силу отсутствия какого-либо решения),

2) территориальная локализованность (несмотря на масштаб акций в рамках одного региона, за ними не следует рост подобной активности в других частях страны, даже в случае наличия условно общей проблематики),

3) запрос на прямую коммуникацию с властью вместо традиционных форм организации (реакция на неэффективность более мягких способов организации – петиции, обращения и пр. - при психологической неготовности к реальной политизации недовольства). При этом протесты 2018 года (прежде всего – против строительства мусорных полигонов в Московской области) показали высокую степень самоорганизации, хотя и очаговую. Спустя полтора года региональный протест трансформировался; немаловажную, но не единственную роль в этом сыграла пенсионная реформа, объявленная сразу после президентских выборов.

С начала 2019 года Центр социально-трудовых прав (ЦСТП) начал вести регулярный мониторинг протестной активности россиян. Хотя в мониторинге делается акцент на социальном и трудовом протесте, в нем также учитываются и политические акции. Согласно опубликованным докладам, в первом и втором кварталах 2019 года зафиксировано 429[1] и 434[2] протестные акции соответственно. В последние полтора года интенсивность протестов сохранялась примерно на одном уровне, за исключением подъема во время активной фазы кампании против пенсионной реформы летом-осенью 2018 года и отдельных разовых протестных кампаний политического характера. В последнем докладе за второй квартал 2019 года отмечается высокий уровень социальной напряженности и устойчивость протеста.

Очевидны следующие важные особенности протеста: слабая корреляция протестной активности с социально-экономической повесткой (за исключением реакции на пенсионную реформу) и уменьшение количества политических акций при параллельном росте социального протеста. Громкие политические акции последнего времени были довольно массовыми и резонансными, но, как видно, в количественном отношении в масштабах страны подъем фиксируется именно в деполитизированном сегменте. На первый взгляд, такой протест представляется достаточно легко купируемым, пока не находит долгосрочные формы организации. Но при этом тренд на более широкую мобилизацию в протестную повестку людей, далеких от политики, носит необратимый характер. Можно сказать, что происходит апробация моделей организации, не вполне пока удачная для протестующих, но в стратегическом смысле оправданная.

В данном случае под социальным протестом мы понимаем всю неполитическую активность, которая не может быть выделена в категории трудового и экологического протестов, хотя по мере расширения повестки классификация затрудняется и охватывает сразу несколько проблем.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Политические исследования", а также на портале "Региональные  комментарии". 


Возврат к списку