у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Новое Путинское большинство" накануне большого политического транзита"

20.11.2019

Вопрос о степени и характере поддержки современной российской власти находится в центре политических и экспертных дискуссий. Большое распространение получила алармистская точка зрения о якобы необратимых проблемах с поддержкой и рейтингами В.Путина, «Единой России», федерального правительства и других властных институтов. На наш взгляд, ситуация с поддержкой российской власти действительно является непростой, но управляемой и находящейся приемлемых для политического режима рамках.

 «Путинское большинство» как социальная основа поддержки власти сложилось давно (1999-2000) и сохраняется по сей день. Но оно не является чем-то застывшим – напротив, оно «текучее». «Путинское большинство» регулярно «перезагружается», консолидируется вокруг новых ценностей и идеологем, включает в себя новые группы, находится в зависимости от динамики политических процессов в России и за ее пределами.

Сегодня есть основания говорить о формировании «нового путинского большинства», складывающегося по итогам и после президентской кампании 2018 года. Каждые президентские выборы в новейшей российской истории служат своеобразным поворотным пунктом, становясь основанием для серьезных изменений в системе. Выборы всегда определяют уровень и характер поддержки главы государства, а уже после них начинается принятие фундаментальных управленческих и социально-экономических решений.

В.Путин получил более чем значительный кредит доверия во время президентской кампании 2018 года. Этот исход кампании оказался логическим итогом процессов укрепления поддержки В.Путина и формирования обновленного путинского большинства после его возвращения на президентский пост в 2012 г. и последовавших событий, связанных с реинтеграцией Крыма. Легислатура 2012-2018 гг. ознаменовалась складыванием в обществе патриотического консенсуса в отношении основных направлений внешней и внутренней политики страны («крымский консенсус»), и президентские выборы 2018 года стали оформлением этого процесса на выборах главы государства.

«Перезагрузка» системы, начавшаяся после выборов президента, оказывает прямое влияние на дальнейшее развитие ситуации с поддержкой власти. Начало нового президентского срока В.Путина ознаменовалось запуском необходимых и долгое время откладывавшихся структурных и социальных реформ, которые вовсе не поставили под вопрос наличие и долговечность путинского большинства, но неизбежно стали воздействовать на позиции различных социальных групп и слоев.

Инициированные властью изменения вовсе не сводятся к пенсионной реформе, получившей наибольший резонанс и вызвавшей основные споры. Речь идет о широкой реформаторской программе, которая готовит системные условия для ожидаемой реорганизации управленческой системы в связи с президентскими выборами 2024 г. Эта программа имеет свою социальную составляющую, предполагая реорганизацию всей системы социальной поддержки: в процессе отладки нового механизма социальной политики социально уязвимые слои населения неизбежно испытывают беспокойство в отношении своего будущего.

Сам В.Путин жестко ставит вопрос о наличии явных проблем в давно идущем процессе оптимизации социальной сферы, о чем свидетельствует его недавно высказанная позиция в отношении ситуации в российском здравоохранении. Поэтому было бы неверным интерпретировать социальные реформы как процесс, не учитывающий мнение общества и объективную ситуацию. Наряду с этим программа реформ предполагает структурные меры в отношении финансовой и налогово-бюджетной сферы, призванные повысить эффективность государства. В программу заложены и действия, нацеленные на модернизацию страны, связанные с цифровизацией, развитием искусственного интеллекта. Фактически речь идет о смене экономического уклада на базе современных технологий.

Как всегда в России, реформы вызывают бурную полемику и оборачиваются растущей турбулентностью в общественном мнении. Ничего катастрофического и даже принципиально нового в возникшей ситуации нет. Даже если не обращаться к опыту 1990-х гг., можно вспомнить, что временное снижение поддержки российской власти происходило и после избрания В.Путина на второй срок в 2004 г., и после третьих его выборов в 2012 г. За достигнутым пиком поддержки неизбежно следовал небольшой спад, вызванный процессом отладки диалога власти и общества в связи с новым комплексом решений, принимаемых Кремлем и федеральным правительством. Не всегда этот диалог был организован идеально, что, собственно, и вызывало всплески турбулентности.

Усугублять ситуацию может то, что общество сейчас особенно чувствительно в связи с затянувшимся сокращением его реальных доходов. И позитивные тенденции с ростом заработной платы не всегда компенсируют проблемы, вызванные урезанием премий и бонусов, плохим состоянием личного бизнеса. При этом сами по себе решения властей являются продуманными и тщательно спланированными, как показывает, например, эксперимент с самозанятыми, который теперь предполагается распространить на всю страну. Однако проблемой оказывается организация диалога власти и общества.

Ситуация с поддержкой российской власти, оказавшись весьма неустойчивой в прошлом году, постепенно стабилизируется. Это значит, что надуманные и преувеличенные «шоки» от принятых ранее решений уже проходят. Согласно данным «Левада-Центра», рейтинг одобрения деятельности В.Путина достиг минимума в январе-марте 2019 г. и теперь демонстрирует медленный рост. В октябре этот показатель вернулся на уровень 70%, соответствующий лету прошлого года, когда и начались проблемы с рейтингом власти. Сегодня нет оснований полагать, что рейтинг В.Путина ждут новые и критические проблемы – очевидно, поддержка президента стала более устойчивой и стабильной, а значит, мы можем говорить о начале укрепления «нового путинского большинства».

В прошлом году и сегодня власть столкнулась со специфической реакцией патерналистски настроенных групп населения, всегда ожидающих особого внимания и «заботы» со стороны власти и лично В.Путина. Эта проблема В.Путиным в истории его правления всегда решалась. Однако закрепление позитивного тренда напрямую зависит от эффективности работы власти с выявившимися «проблемными» социальными группами.

При этом в обществе был и остается запрос на сильного лидера, которому по-прежнему удовлетворяет только В.Путин. Никто из российских политиков даже близко не подходит к В.Путину по уровню доверия и поддержки. Среди оппозиционеров таких людей вообще нет. К тому же недавнее исследование ВЦИОМ напомнило об образе идеального политического лидера, аналогом которого в сознании россиян чаще всех оказывается Штирлиц. Впервые об ассоциации между В.Путиным и Штирлицем заговорили на фоне первых его президентских выборов 2000 г.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Политические исследования" и на портале "Региональные комментарии". 

Возврат к списку