у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (962) 907 90 98
 

АПЭК подготовило VII рейтинг эффективности управления в субъектах РФ В 2019 году

22.01.2020

Седьмой рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), – уникальный интегральный аналитический продукт, основанный на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических и рейтинговых данных. В представленном рейтинге даны оценки эффективности ныне действующей региональной власти и высшего должностного лица субъекта Федерации по итогам 2019 года.

Исследование эффективности управления в российских регионах в 2019 году показало некоторое ухудшение среднего показателя. В 2019 г. тренд сменился на негативный, и средний балл эффективности снизился до 0,595 единиц. Этот результат хуже, чем за весь период наблюдений в 2016-2018 гг. (в 2018 г. средний балл достиг 0,619 единиц). С одной стороны, данная тенденция не имеет какого-либо катастрофического характера. С другой - она отражает некоторые проблемы, возникшие в системе регионального управления после президентских выборов 2018 г. В частности, у центра стало возникать множество претензий по поводу реализации региональными властями национальных проектов и майского указа президента, а также отдельных реформ в социальной сфере, экологии и по другим направлениям. В самом губернаторском корпусе, и это ярко показывает наше исследование, усилилось расслоение между успешными управленцами, решающими и традиционно закрепленные за регионами, и специально поставленные центром задачи, и руководителями, которые отстали от времени и не демонстрируют необходимых результатов.

Таким образом, губернаторский корпус по итогам 2019 г. не стал хуже, но начал демонстрировать менее однозначные результаты своей работы. Это демонстрирует поляризация полученных нами оценок. С одной стороны, как и в 2018 г., число самых успешных губернаторов, средний балл которых превышает 0,7 единиц, осталось на уровне девяти. При этом показатель региона-лидера, которым осталась Тюменская область, даже несколько вырос. С другой стороны, усилились проблемы в группе отстающих, вероятно, требующие и кадровых решений. Так, заметно увеличилось число аутсайдеров, получивших менее 0,5 единиц, - их стало 14 (в 2018 г. – всего два). Впервые один из регионов, Архангельская область, показал очень низкий результат - менее 0,4 единиц.

Примечательно, что снижение средних показателей эффективности затронуло все три исследуемых нами направления, тогда как в прошлом году оно отмечалось только в социальном блоке. При этом средние показатели социального блока остались более высокими (0,608 единиц), хотя и падение там было заметным (в 2018 г. – 0,638 единиц). Напротив, самым проблемным по-прежнему является финансово-экономический блок, в котором средний балл снизился с 0,589 до 0,576 единиц. С политико-управленческим блоком ситуация выглядит неплохой, но неоднозначной. В 2018 г., на фоне президентских выборов, был достигнут пик этого показателя (0,632 единиц), а теперь произошло снижение до 0,603 единиц, вызванное нарастанием управленческих проблем в некоторых субъектах Федерации.

Ситуация в группе регионов-лидеров стала несколько менее устойчивой, но в целом список лидеров остается примерно прежним, свидетельствуя о наличии группы губернаторов, умеющих демонстрировать стабильно позитивные результаты и тенденции. В частности, осталась лидером рейтинга Тюменская область, на сильные позиции которой не повлияла смена губернатора: при А.Мооре регион продолжает демонстрировать большие успехи, а средний балл эффективности, как мы уже отмечали выше, в 2019 г. вырос. Сохранила место в тройке Белгородская область, переместившись со второй на третью позиции. Калужская область, также традиционно входящая в число лучших регионов, после некоторого перерыва вновь оказалась в первой тройке, заняв второе место (в прошлый раз – четвертое). При этом из первой тройки выбыла Чеченская Республика, которая теперь находится на шестом месте.

Стабильность первой десятки также остается достаточно высокой. Не удалось удержать свои позиции только двум регионам – Санкт-Петербургу, который перешел на 13 место, и Чукотскому АО, в этот раз занявшему 21-23 место. В то же время в первой десятке появились регионы с новыми губернаторами. Обращает на себя внимание попадание в эту группу Сахалинской области, где в сентябре 2019 г. успешно избрался новый губернатор В.Лимаренко. Кроме того, перешел на 10 место Башкортостан, но в данном случае сложно говорить о значительной динамике, поскольку в 2018 г. он занимал следующее, 11-е место. Сохранили позиции в первой десятке главы таких регионов, как Ленинградская и Тульская области, Москва и Ямало-Ненецкий АО. Их перемещения в рамках рейтинговой таблицы не были при этом существенными.

Несколько более волатильная ситуация характеризует вторую десятку, где произошло больше изменений. В нее из верхней части рейтинговой таблицы перешел Санкт-Петербург, тогда как Башкортостан и Сахалинская область, напротив, переместились наверх. Во всех этих случаях речь идет о регионах, где недавно сменились губернаторы, и в случае Сахалина рейтинг 2019 г. уже связан с именем В.Лимаренко. Что касается результатов А.Беглова и Р.Хабирова, то в рейтинг 2019 г. в соответствии с методикой попало больше статистических показателей, связанных с периодом их работы на посту главы региона, что повлияло на небольшой рост позиций главы Башкортостана и, напротив, на их некоторое снижение у губернатора Санкт-Петербурга.

Очевидно возвращение во вторую десятку Московской области, что связано с улучшением ряда статистических показателей. Кроме того, попали во вторую десятку Магаданская и Самарская области. Напротив, немного ухудшил свое положение в рейтинге Краснодарский край, но снижение его результатов не было существенным. В то же время Тамбовская область, для которой вхождение во вторую десятку было в 2018 г. большим достижением, удержать свои позиции не сумела и довольно сильно ухудшила результат. Сохранил свое положение во второй десятке целый ряд достаточно успешных регионов - таких как Татарстан, Камчатский край, Воронежская, Ростовская, Челябинская области, Ненецкий АО.

В 2019 г. произошла довольно симптоматичная смена аутсайдера, которым в прошлом году оказалась Хакасия с ее новым губернатором-коммунистом В.Коноваловым. В этот раз заметно ухудшились позиции Архангельской области, которая и заняла последнее место, причем с очень низкими баллами. Хакасия сохранила свое положение в нижней шестерке (регионы, занимающие места с 80 по 85), что не позволяет говорить об улучшении ситуации. Также осталась в самой нижней части рейтинговой таблицы Северная Осетия.

При этом некоторые регионы слегка улучшили свои позиции, перейдя в группу «70-79», но это вовсе не означает, что им удалось решить свои управленческие проблемы. В таком положении в этот раз оказались Республика Алтай (одновременно со сменой главы), Тыва, а также Иркутская область и Еврейская АО, где мы оценивали работу уже покинувших свой пост губернаторов С.Левченко и А.Левинталя (новые главы в этих регионах появились на этапе завершения настоящего исследования). С другой стороны, ухудшили положение в рейтинговой таблице и оказались в нижней шестерке, помимо Архангельской области, Бурятия, Ингушетия (несмотря на смену главы) и Карелия. Причем Бурятия переместилась вниз из более «благополучной» группы «60-69».

Довольно динамичным оказался и состав группы «70-79», в составе которой остались только Волгоградская и Курганская области, наряду с Калмыкией, где на позиции региона пока не повлияла смена главы (как и в случае Курганской области, где смена главы случилась ранее, и Волгоградской области, где губернатор, несмотря на все проблемы, успешно избрался на выборах в сентябре 2019 г.). Еще хуже оказалась эффективность управления в Ингушетии, Карелии и Архангельской области, перешедших из указанной группы ниже. В то же время заметно улучшили свои позиции, заняв более высокие места, Забайкальский и Ставропольский края, где в 2019 г. прошли губернаторские выборы. При этом на улучшение позиций Забайкальского края повлияла также проведенная ранее смена губернатора. Расстались со статусом явных аутсайдеров еще две республики – Адыгея и Марий Эл. Напротив, в результате ухудшения позиций опустились на уровень восьмой десятки Кабардино-Балкария (хотя там сменился и был утвержден в должности новый глава) и Ульяновская область. То же самое произошло и с Новосибирской областью, но там и прошлый результат был лишь немного лучше. 

С полной версией рейтинга можно ознакомиться в разделе "Рейтинги и рэнкинги" и на портале "Региональные комментарии". 

Седьмой рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), – уникальный интегральный аналитический продукт, основанный на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических и рейтинговых данных. В представленном рейтинге даны оценки эффективности ныне действующей региональной власти и высшего должностного лица субъекта Федерации по итогам 2019 года.

Исследование эффективности управления в российских регионах в 2019 году показало некоторое ухудшение среднего показателя. В 2019 г. тренд сменился на негативный, и средний балл эффективности снизился до 0,595 единиц. Этот результат хуже, чем за весь период наблюдений в 2016-2018 гг. (в 2018 г. средний балл достиг 0,619 единиц). С одной стороны, данная тенденция не имеет какого-либо катастрофического характера. С другой - она отражает некоторые проблемы, возникшие в системе регионального управления после президентских выборов 2018 г. В частности, у центра стало возникать множество претензий по поводу реализации региональными властями национальных проектов и майского указа президента, а также отдельных реформ в социальной сфере, экологии и по другим направлениям. В самом губернаторском корпусе, и это ярко показывает наше исследование, усилилось расслоение между успешными управленцами, решающими и традиционно закрепленные за регионами, и специально поставленные центром задачи, и руководителями, которые отстали от времени и не демонстрируют необходимых результатов.

Таким образом, губернаторский корпус по итогам 2019 г. не стал хуже, но начал демонстрировать менее однозначные результаты своей работы. Это демонстрирует поляризация полученных нами оценок. С одной стороны, как и в 2018 г., число самых успешных губернаторов, средний балл которых превышает 0,7 единиц, осталось на уровне девяти. При этом показатель региона-лидера, которым осталась Тюменская область, даже несколько вырос. С другой стороны, усилились проблемы в группе отстающих, вероятно, требующие и кадровых решений. Так, заметно увеличилось число аутсайдеров, получивших менее 0,5 единиц, - их стало 14 (в 2018 г. – всего два). Впервые один из регионов, Архангельская область, показал очень низкий результат - менее 0,4 единиц.

Примечательно, что снижение средних показателей эффективности затронуло все три исследуемых нами направления, тогда как в прошлом году оно отмечалось только в социальном блоке. При этом средние показатели социального блока остались более высокими (0,608 единиц), хотя и падение там было заметным (в 2018 г. – 0,638 единиц). Напротив, самым проблемным по-прежнему является финансово-экономический блок, в котором средний балл снизился с 0,589 до 0,576 единиц. С политико-управленческим блоком ситуация выглядит неплохой, но неоднозначной. В 2018 г., на фоне президентских выборов, был достигнут пик этого показателя (0,632 единиц), а теперь произошло снижение до 0,603 единиц, вызванное нарастанием управленческих проблем в некоторых субъектах Федерации.

Ситуация в группе регионов-лидеров стала несколько менее устойчивой, но в целом список лидеров остается примерно прежним, свидетельствуя о наличии группы губернаторов, умеющих демонстрировать стабильно позитивные результаты и тенденции. В частности, осталась лидером рейтинга Тюменская область, на сильные позиции которой не повлияла смена губернатора: при А.Мооре регион продолжает демонстрировать большие успехи, а средний балл эффективности, как мы уже отмечали выше, в 2019 г. вырос. Сохранила место в тройке Белгородская область, переместившись со второй на третью позиции. Калужская область, также традиционно входящая в число лучших регионов, после некоторого перерыва вновь оказалась в первой тройке, заняв второе место (в прошлый раз – четвертое). При этом из первой тройки выбыла Чеченская Республика, которая теперь находится на шестом месте.

Стабильность первой десятки также остается достаточно высокой. Не удалось удержать свои позиции только двум регионам – Санкт-Петербургу, который перешел на 13 место, и Чукотскому АО, в этот раз занявшему 21-23 место. В то же время в первой десятке появились регионы с новыми губернаторами. Обращает на себя внимание попадание в эту группу Сахалинской области, где в сентябре 2019 г. успешно избрался новый губернатор В.Лимаренко. Кроме того, перешел на 10 место Башкортостан, но в данном случае сложно говорить о значительной динамике, поскольку в 2018 г. он занимал следующее, 11-е место. Сохранили позиции в первой десятке главы таких регионов, как Ленинградская и Тульская области, Москва и Ямало-Ненецкий АО. Их перемещения в рамках рейтинговой таблицы не были при этом существенными.

Несколько более волатильная ситуация характеризует вторую десятку, где произошло больше изменений. В нее из верхней части рейтинговой таблицы перешел Санкт-Петербург, тогда как Башкортостан и Сахалинская область, напротив, переместились наверх. Во всех этих случаях речь идет о регионах, где недавно сменились губернаторы, и в случае Сахалина рейтинг 2019 г. уже связан с именем В.Лимаренко. Что касается результатов А.Беглова и Р.Хабирова, то в рейтинг 2019 г. в соответствии с методикой попало больше статистических показателей, связанных с периодом их работы на посту главы региона, что повлияло на небольшой рост позиций главы Башкортостана и, напротив, на их некоторое снижение у губернатора Санкт-Петербурга.

Очевидно возвращение во вторую десятку Московской области, что связано с улучшением ряда статистических показателей. Кроме того, попали во вторую десятку Магаданская и Самарская области. Напротив, немного ухудшил свое положение в рейтинге Краснодарский край, но снижение его результатов не было существенным. В то же время Тамбовская область, для которой вхождение во вторую десятку было в 2018 г. большим достижением, удержать свои позиции не сумела и довольно сильно ухудшила результат. Сохранил свое положение во второй десятке целый ряд достаточно успешных регионов - таких как Татарстан, Камчатский край, Воронежская, Ростовская, Челябинская области, Ненецкий АО.

В 2019 г. произошла довольно симптоматичная смена аутсайдера, которым в прошлом году оказалась Хакасия с ее новым губернатором-коммунистом В.Коноваловым. В этот раз заметно ухудшились позиции Архангельской области, которая и заняла последнее место, причем с очень низкими баллами. Хакасия сохранила свое положение в нижней шестерке (регионы, занимающие места с 80 по 85), что не позволяет говорить об улучшении ситуации. Также осталась в самой нижней части рейтинговой таблицы Северная Осетия.

При этом некоторые регионы слегка улучшили свои позиции, перейдя в группу «70-79», но это вовсе не означает, что им удалось решить свои управленческие проблемы. В таком положении в этот раз оказались Республика Алтай (одновременно со сменой главы), Тыва, а также Иркутская область и Еврейская АО, где мы оценивали работу уже покинувших свой пост губернаторов С.Левченко и А.Левинталя (новые главы в этих регионах появились на этапе завершения настоящего исследования). С другой стороны, ухудшили положение в рейтинговой таблице и оказались в нижней шестерке, помимо Архангельской области, Бурятия, Ингушетия (несмотря на смену главы) и Карелия. Причем Бурятия переместилась вниз из более «благополучной» группы «60-69».

Довольно динамичным оказался и состав группы «70-79», в составе которой остались только Волгоградская и Курганская области, наряду с Калмыкией, где на позиции региона пока не повлияла смена главы (как и в случае Курганской области, где смена главы случилась ранее, и Волгоградской области, где губернатор, несмотря на все проблемы, успешно избрался на выборах в сентябре 2019 г.). Еще хуже оказалась эффективность управления в Ингушетии, Карелии и Архангельской области, перешедших из указанной группы ниже. В то же время заметно улучшили свои позиции, заняв более высокие места, Забайкальский и Ставропольский края, где в 2019 г. прошли губернаторские выборы. При этом на улучшение позиций Забайкальского края повлияла также проведенная ранее смена губернатора. Расстались со статусом явных аутсайдеров еще две республики – Адыгея и Марий Эл. Напротив, в результате ухудшения позиций опустились на уровень восьмой десятки Кабардино-Балкария (хотя там сменился и был утвержден в должности новый глава) и Ульяновская область. То же самое произошло и с Новосибирской областью, но там и прошлый результат был лишь немного лучше. 

С полной версией рейтинга можно ознакомиться в разделе "Рейтинги и рэнкинги" и на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку