у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (962) 907 90 98
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Единая Россия": дифференцированное противостояние коронавирусной инфекции, укрепление влияния в социальных средах и политические перспективы"

07.05.2020

Политическая и информационная повестка в условиях распространения коронавирусной инфекции в значительной степени строится вокруг обсуждения государственной политики в этой сфере, уводя на периферию активность других политических игроков и создавая вызовы не только для оппозиционных партий, но и для «Единой России».

Так, в подобных условиях куда сложнее поддерживать интерес политического класса и общественного мнения к первым этапам подготовки к праймериз по отбору кандидатов от правящей партии для участия в ближайших региональных и муниципальных выборах, а у действующих депутатов и иных политиков, входящих в сферу ее притяжения, появился дополнительный повод использовать новые форматы работы с гражданами.

Тем не менее в марте-апреле 2020 года можно выделить ряд значимых позитивных тенденций для «Единой России», свидетельствующих о том, что партия смогла оперативно отреагировать на актуальные вызовы.

Во-первых, ко второй половине апреля 2020 года рейтинги партии, зафиксированные ведущими социологическими центрами, были выше, чем в начале марта, когда борьба с коронавирусной инфекцией непосредственно в России только начали входить в информационную повестку. Так, по данным ВЦИОМ, рейтинг «Единой России» на 1 марта составил 32,3%, а на 19 апреля – 34%; по оценке ФОМ – 31 и 34% соответственно. Безусловно, в течение этого периода происходили колебания рейтингов партии, по-разному оцениваемые социологическими службами. По данным ФОМ, они достигли максимума 29 марта (37%), по сведениям ВЦИОМ - 5 апреля (36%). Это создает для партии дополнительные вызовы, но также демонстрирует потенциал дальнейшего роста ее поддержки. Рост рейтингов «Единой России» в подобных условиях можно считать и частью тенденции по повышению рейтингов власти в условиях «сплочения вокруг флага» в условиях угрозы, созданной COVID-19 - по крайней мере, это одна из составляющих мотивации для лояльных граждан. Без активной и дифференцированной в отношении различных групп работы «Единой России» в этот период рост рейтингов партии, вполне вероятно, был бы более краткосрочным.

Во-вторых, «Единая Россия» в этих условиях смогла не только сохранить традиционные для нее направления работы между избирательными кампаниями (например, контроль за деятельностью чиновников на местах), но и стать важной платформой для выработки государственной политики по решению социально-экономических проблем, возникших в новых условиях. Показательно совещание о дополнительных мерах поддержки предприятий под председательством лидера партии, зампреда Совета безопасности России Дмитрия Медведева с губернаторами, являющимися секретарями ее региональных отделений; акция под его руководством с участием министра промышленности и торговли Дениса Мантурова и главы Минэкономразвития Максима Решетникова на площадке федерального ситуационного центра «Единой России». При этом сложившаяся практика избрания ряда губернаторов секретарями региональных отделений партий позволила оперативнее реализовать на уровне соответствующих субъектов федерации ряд инициатив, подготовленных центральным руководством «Единой России».

В-третьих, заметна регулярная и оперативная подготовка «Единой Россией» законодательных инициатив и иных предложений по корректировке нормативно-правовой базы, целый ряд которых получили заметный резонанс. Авторами подобных инициатив выступали в том числе руководители партии. Например, личной инициативой секретаря Генсовета партии Андрея Турчака стало предложение увеличить максимальный порог ипотечного кредита, при котором заемщик вправе обратиться к банку и оформить «кредитные каникулы». Даже если некоторые из подобных предложений вызвали относительно небольшой медийный резонанс, они так или иначе способствовали созданию позитивного информационного фона вокруг деятельности партии.

В-четвертых, серьезно усилилось взаимодействие партии с волонтерскими движениями и социально ориентированными некоммерческими организациями. В 2020-2024 годах это может создать условия для серьезной кадровой перезагрузки в партии на уровне ее первичных отделений, а в перспективе – на региональном и федеральном уровнях.

Таким образом, новые подходы в работе партии, примененные в период пандемии, могут стать не реакцией на ситуативные вызовы, а частью стратегии по кадровому и программному обновлению партии накануне парламентской кампании 2021 года и смены политических поколений в стране в ближайшее десятилетие.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Политические исследования", а также на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку