у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (962) 907 90 98
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Инфраструктура и благоустройство Челябинска: логика развития «комфортного» города"

02.04.2021

Будучи крупным промышленным центром, Челябинск никогда не имел репутации «комфортного» города с точки зрения организации общественных пространств. Вероятно, именно поэтому запрос на перемены и на новое качество городской среды кажется здесь таким обостренным. Смена руководства города и области в 2020 году привела к разблокировке каналов диалога по проблемам, которые ранее если не игнорировались, то как минимум не решались. Проблема комфортности Челябинска для жизни горожан – одна из таких проблем.

Команда администрации Челябинска во главе с мэром Н.Котовой работает в тесной связке с губернатором А.Текслером. Несмотря на то, что они являются представителями разных элитных групп, «тандем» стал примером эффективной работы и конструктивного сотрудничества областных и городских властей, в том числе – в вопросах благоустройства. Недавний отчет Н.Котовой о работе городской администрации перед депутатами городской думы – очевидное свидетельство такой эффективности.

Инфраструктурные проекты регионального значения

Общие направления развития региона и административного центра формируются на уровне областной администрации. В повестке благоустройства Челябинска в последнее время ключевое значение имели несколько проектов регионального значения: транспортная реформа в Челябинской агломерации, строительство объектов в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, а также актуализация экологической повестки и, как следствие, значение промышленных территорий в логике городского развития.

Одним из важных тезисов избирательной кампании губернатора А.Текслера стало объявление о масштабной реформе общественного транспорта на уровне административного центра и прилегающих районов. На первом этапе речь идет о включении в систему двух территорий, Копейска и Сосновского района, но затем предполагается ее расширение на Коркино, Красноармейский район, Еткуль и Еманжилинск. В результате реформы должна быть установлена единая цена, «привязанная» ко времени поездки, на все виды транспорта и пересадки при передвижении между районами агломерации. Эта мера призвана снизить финансовую нагрузку на жителей, не считая более глобальных целей реформы.

В последние годы из доступных жителям административного центра видов транспорта, очевидно, преобладали архаичные маршрутные такси, а значит, уровень безопасности и комфорта не соответствовал требованиям современного города. Парк автобусов, трамваев и троллейбусов требовал обновления, интервалы становились все больше, что дополнительно стимулировало перенаправление пассажиропотока на те самые «маршрутки», по большей части контролируемые частными перевозчиками, а востребованные традиционные маршруты закрывались, вызывая недовольство горожан.

Инициированная в 2019 года транспортная реформа подразумевает создание единой сети общественного транспорта агломерации «Большой Челябинск» с расширением сети городских маршрутов таким образом, чтобы она охватывала соседние муниципалитеты. Этого требует сложившаяся специфика хозяйственной жизни региона. Осуществление полномочий по организации перевозок - согласно принципам реформы - было передано с муниципального на региональный уровень. Курирует ее реализацию Министерство дорожного хозяйства Челябинской области во главе с назначенным на этот пост с началом реформы А.Нечаевым. Передача полномочий на уровень области связана с тем, что административные полномочия мэрии ограничиваются рамками Челябинска. По итогам реформы планируется сформировать новую сеть маршрутов и кардинально обновить парк общественного транспорта.

Еще в конце 2019 года для нужд города было закуплено 66 новых газомоторных автобусов и модернизировано 10 трамваев. Затем в 2020 году куплено еще 36 автобусов. В целом планы городских и областных властей довольно амбициозны: ожидается, что транспортную систему города по итогам реформы будут обслуживать 850 автобусов, из них 350 – большого класса, 350 – среднего, 150 – малого класса. При этом ставится задача переводить транспорт на газомоторное топливо. В этом смысле Челябинская область стала одним из экспериментальных регионов. В настоящее время обсуждаются перспективы государственно-частного партнерства, в частности – создания концессий для того, чтобы привлечь дополнительные средства, которые изначально не предусмотрены бюджетом. Вероятно, в течение ближайших лет будут сформированы и обнародованы более детальные предложения.

Создание агломерации стало центральной темой обсуждения в рамках Дней Челябинской области в Совете Федерации в конце марта, где региональную делегацию возглавлял губернатор А.Текслер. На заседании создание агломераций обсуждалось главным образом в контексте политики объединения муниципалитетов. Урегулирование процедурных аспектов местного самоуправления, пусть и в новом формате, должно оптимизировать процесс принятия решений по благоустройству на локальном уровне.

Еще до прихода действующей управленческой команды в Челябинске началась подготовка к саммитам ШОС и БРИКС, запланированным на 2020 год, но в итоге было принято решение о переносе главного места проведения саммитов в Санкт-Петербург. А новое руководство области и города столкнулась с проблемой незавершенного строительства объектов к саммитам. Разумеется, с политической точки зрения было сложно объяснить гражданам, почему изначально преувеличенные обещания о невероятном преображении облика города – ведь прежняя областная администрация выбрала повестку саммитов в качестве важного имиджевого инструмента – не оправдались на практике. В результате было принято компромиссное решение: в случае недостроенных объектов непосредственно к мероприятиям саммита (например, конгресс-холлы «Крылья» и «Таганай») предполагается не форсировать процесс и найти внешних инвесторов, тогда как предполагаемые дороги, мосты, освещение, благоустройство городских пространств будут построены независимо от саммитов. В то же время есть успешные примеры последствий подготовки к саммитам: на федеральные средства произведено дооснащение аэропорта «Баландино» до современных стандартов. В прошлом году закончено строительство нового терминала аэропорта.

В 2020 году на реализацию проектов в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС (планировалось, что в Челябинске все же пройдут некоторые мероприятия) было выделено около 7 млрд рублей. Тогда же с подачи Министерства строительства России в Челябинске была объявлена «пятилетка благоустройства» – комплекс мероприятий на улучшению городской среды в перспективе до 2024 года.

В Челябинской области особенное значение имеет экологическая проблематика. Регион стал центром регулярных экологических протестов, здесь сформированы профильные общественные движения, которые изначально были включены в борьбу против строительства Томинского горно-обогатительного комбината («СтопГОК»), но после фактической реализации проекта сосредоточились на менее острых, но постоянных проблемах вроде качества воздуха, проблем с мусором и подобных. Придя к власти, губернатор А.Текслер предложил свое видение решения экологических проблем региона. Широкую известность получил «региональный экологический стандарт», утвержденный в конце 2020 года – дополнительный перечень правил, выходящий за рамки федеральной экологической политики, которому нет аналогов в российской практике.

«Региональным экологическим ГОСТом», как его теперь называют, предусмотрено в том числе благоустройство территорий промышленных предприятий и прилегающей к ним местности: наличие дорожного покрытия, освещение, озеленение, уборка, установка малых архитектурных форм. По итогам конкурса на лучший проект по благоустройству территории промышленных предприятий в конце прошлого года определены следующие победители: ООО Индустриальный парк «Станкомаш» (Челябинск), ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и АО «Челябинский цинковый завод». В рамках реализованных проектов решены не только задачи снижения экологической нагрузки. Мероприятия по благоустройству теперь уже традиционно выходят за рамки заводских территорий: создаются парки, скверы, пешеходные дороги, дополнительные парковочные места в прилегающих районах, В рамках нового цикла на конкурс поступило 35 заявок.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Региональные исследования", а также на портале "Региональные комментарии". 

Возврат к списку