у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (962) 907 90 98
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Самарская область накануне выборов-2021: пространство доверия, новая повестка и стратегия восстановительного роста"

05.04.2021

Несмотря на последствия пандемии и экономического кризиса, а также наличие в составе региона территорий с традиционно высоким уровнем протестных настроений (например, Тольятти), руководство Самарской области сохраняет высокий уровень доверия населения. Так, по данным исследования ИНСОМАР 20-22 марта 2021 года, главе региона Дмитрию Азарову скорее доверяют 66%, а его работу положительно оценивают 67% респондентов. Только 22% скорее не доверяли губернатору, а 15% оценивали его работу скорее негативно. Возможно, основную часть таких респондентов составили представители ядерного электората оппозиционных партий, негативно настроенные и по отношению к федеральным властям.

При этом 55% опрошенных жителей региона допускают для себя возможность проголосовать за «Единую Россию» на выборах в Госдуму и Самарскую губернскую Думу. Если на завершающих этапах парламентской кампании уровень поддержки этой партии будет определяться в первую очередь федеральной повесткой, то в настоящее время электоральный потенциал «Единой России» в области логично прежде всего связывать с эффективностью работы команды Дмитрия Азарова по снижению протестных настроений в регионе.

К выигрышным направлениям деятельности региональных властей в конце 2020 – первые месяцы 2021 года можно отнести работу с муниципальной повесткой и выстраивание каналов обратной связи с общественными активистами. Дополнительную актуальность приобретает и особое внимание Дмитрия Азарова к крупным инфраструктурным проектам, затрагивающим область.

Инфраструктурные проекты и перспективы развития

В течение 2020-2021 годов федеральные власти неоднократно подчеркивали приоритетное внимание к задачам по «сшиванию страны» (как обозначил это направление работы Владимир Путин в одном из выступлений в январе 2021 года), предполагающим как создание инфраструктуры для международных транспортных коридоров, так и масштабную программу реконструкции автодорог (к 2024 году в 105 крупнейших агломерациях страны, а к 2030 году – еще в 51 агломерации). Руководство Самарской области с момента назначения Дмитрия Азарова на пост врио губернатора продемонстрировало особое внимание к теме, используя конъюнктуру и лоббистские возможности для получения поддержки в этой сфере, создавая дополнительные конкурентные преимущества для региона. Эта тенденция получила дальнейшее развитие и в первые месяцы 2021 года.

Во-первых, руководство региона продемонстрировало хорошие лоббистские возможности, получив от Центра дополнительную финансовую поддержку на развитие транспортной инфраструктуры. Так, по результатам встречи губернатора Самарской области Дмитрия Азарова с министром транспорта Виталием Савельевым достигнута договоренность о выделении из федерального бюджета дополнительно более 4,5 млрд. рублей на строительство и реконструкцию автодорог. А по итогам 2020 года Самарская область заняла второе место по стране по итогам реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», что также усилило переговорные позиции областных властей в борьбе за дополнительное федеральное финансирование.

Во-вторых, привлечение федеральных средств может стать частью позитивной предвыборной повестки в регионе. 3,75 млрд. рублей из упомянутых выше федеральных средств будет направлено на строительство инфраструктурных объектов в городских агломерациях, а около 842 млн. рублей - на ремонт региональных, межмуниципальных и городских дорог. Подобная работа не всегда приносит быстрый политический эффект, но может способствовать постепенному снижению протестных настроений.

В-третьих, после событий, приведших к приостановке движения грузов по Суэцкому каналу, растет интерес международных игроков к развитию новых транспортных коридоров, в том числе маршрута «Европа – Западный Китай», проходящего через Самарскую область. Безусловно, ключевая роль в реализации проекта принадлежит федеральным властям. Но возведение соответствующих инфраструктурных объектов на территории области может стать дополнительным драйвером региональной экономики – так, на реализацию проекта «Обход города Тольятти», связанного с развитием этого маршрута, из федерального бюджета в 2021 году направлено около 14 млрд рублей. Кроме того, это направление работы учитывается областными властями при решении других задач регионального уровня. Например, в ходе прошедшего недавно под председательством Дмитрия Азарова совещания обсуждались меры, позволяющие исключить риски, связанные паводком, для продолжения работ по строительству «Обхода Тольятти».

По мере преодоления последствий пандемии инфраструктурное развитие может стать одним из драйверов восстановительного роста, на который будет сделан акцент в рамках экономической стратегии федеральных властей на ближайшую перспективу и до 2030 года. Выигрышные аспекты реализации такой политики в Самарской области могут стать конкурентным преимуществом региона для получения федеральной поддержки в этой сфере уже в горизонте 2021-2023 годов.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Региональные исследования", а также на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку