у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "«Единая Россия» на решающем этапе кампании: «Народная программа», социальный выбор и инфраструктурные акценты"

11.08.2021

Традиционно решающим этапом избирательной кампании принято считать последние 3 недели до дня голосования. Тем не менее период между проведением предвыборных съездов политических партий и наиболее активной завершающей фазой избирательной гонки также может иметь заметное влияние на итоги кампании, даже если этот период приходится на июль-август, когда темпы общественной жизни замедляются, а новостной поток по внутриполитическим темам становится менее интенсивным. 

С начала июля по последнюю декаду августа приобретают дополнительный резонанс, во-первых, сюжеты регионального уровня, которые в федеральном медиа-пространстве в обычное время получают меньше внимания; во-вторых, темы фонового и нишевого характера, к которым традиционно проявляет интерес узкая (в том числе наиболее политизированная) аудитория; в-третьих, проблемы, усиливающие запрос на патерналистскую, защитную роль государства. К «патерналистским» в нынешней ситуации относится не только распространение коронавирусной инфекции, но и стихийные бедствия. В качестве примера можно привести данные исследования ФОМ 23–25 июля 2021 года, зафиксировавшего, что внимание опрошенных прежде всего привлекли «наводнения, пожары в России, другие погодные катаклизмы» (их выделили 12% респондентов), немного опередив «рост эпидемии коронавируса, защитные меры, прививки и отношение к ним» (на эти темы обратило внимание 11% опрошенных). Еще опрос ФОМ 25–27 июня 2021 года свидетельствовал о значительно большем внимании общественности к темам, связанным с пандемией («рост эпидемии коронавируса, защитные меры, отношение к прививкам» тогда выделили 23% респондентов). Отчасти это можно связать со смягчением ограничительных мер в ряде регионов и определенным снижением интереса к пандемии в федеральном медиа-пространстве. Однако очевидно, что решающую роль в смещении акцентов сыграла усталость общества от «повестки пандемии» при сохранении внимания к темам, актуализирующим запрос на патерналистскую роль государства и инициативы социал-консервативного характера.

При этом в июле 2021 года стал даже более выраженным тренд на минимальную динамику рейтингов всех парламентских партий. Так, по данным ВЦИОМ и на 4-е, и на 25-е июля 2021 года рейтинг «Единой России» оставался на отметке 28,7%, на одном и том же уровне фиксировался данный показатель для «Справедливой России – За правду» (7,2%) при крайне незначительном росте поддержки КПРФ (с 14% до 14,1%) и небольшом снижении у ЛДПР (с 10,9% до 10,3%). Подобные тенденции в преддверии и на старте избирательной кампании могут наблюдаться в ситуации, когда общегосударственная повестка оттесняет на второй план собственно партийную.

В течение июля 2021 года наиболее резонансные сюжеты, посвященные деятельности оппозиционных политических партий, были связаны либо с процессом регистрации кандидатов в депутаты Госдумы, либо с позицией политических сил по вопросу обязательной вакцинации от коронавирусной инфекции (при этом и часть агитационно-пропагандистских материалов оппозиционных партий также была посвящена этой теме). При этом наиболее обсуждаемые инициативы «Единой России» в тот же период касались расширенной социальной повестки, включающей меры по снижению цен на ключевые продовольственные товары (из так называемого «борщевого набора»), а также масштабной программы газификации и реконструкции инфраструктуры учреждений образования и здравоохранения в регионах.

В этой ситуации усиливаются преимущества «Единой России» в случае повторения политических тенденций начальных этапов пандемии, когда вызовы в эпидемиологической сфере в течение весны 2020 года сработали на усиление патерналистской повестки, успешно перехваченной властями в рамках подготовки к общероссийскому голосованию по конституционным поправкам. То есть, вполне вероятно, что дифференцированный подход партии парламентского большинства к работе с социальной повесткой может создать отсроченный «кумулятивный эффект», способствуя росту рейтинга «Единой России» на завершающих этапах парламентской кампании, когда общественность будет реагировать на ключевые темы информационной повестки и инициативы политических игроков уже непосредственно в контексте федеральных выборов. При этом состав общефедеральной части списка «Единой России», а также проводимые партией акции свидетельствуют о том, что партия потенциально готова сразу к нескольким сценариям резкой смены повестки в сентябре 2021 года – предполагающим как резкий рост интереса к вопросам внешней политики и безопасности (в этом случае можно будет провести аналогии с ситуацией на старте кампании, когда, по данным исследования ФОМ от 18–20 июня 2021 года, 21% опрошенных проявили наибольший интерес к встрече Владимира Путина и Джозефа Байдена), так и активное обсуждение эпидемиологических рисков и проблем здравоохранения. Мероприятия и инициативы партии в июле - начале августа 2021 года создали возможности для гибкой тактики «Единой России», которая может позволить ей оперативно реагировать на тенденции решающего этапа кампании в сентябре.

С  полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Политические исследования", а также на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку