у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило рейтинг эффективности управления в субъектах российской федерации в 2021 году

12.01.2022

Девятый рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), – уникальный интегральный аналитический продукт, основанный на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических и рейтинговых данных. В представленном рейтинге даны оценки эффективности ныне действующей региональной власти и высшего должностного лица субъекта Федерации по итогам 2021 года. 

Анализ эффективности управления в регионах России по итогам 2021 года свидетельствует о дальнейшем небольшом росте среднего балла эффективности, и это положительный тренд. Средний балл вырос до 0,599 единиц, тогда как в 2020 году он составил 0,597 единиц (а в 2019 году – 0,595 единиц). Этот рост эффективности был главным образом связан с восстановлением региональных экономик и ролью губернаторов в этих процессах, тогда как по другим направлениям тренды не были столь позитивными.

Примечательно, что итоговые результаты регионов по итогам 2021 года заметно сблизились. Если раньше, в том числе в 2020 году, мы часто отмечали растущую поляризацию эффективности региональной власти и большие различия между результатами губернаторов, то 2021 год эту тенденцию сгладил. Причиной этого стали более разнородные и противоречивые данные по отдельным направлениям и индикаторам, в связи с чем усредненные показатели и оказались более похожими.

Первое место по-прежнему занимает Тюменская область, но если в 2020 году ее итоговый балл вырос, то в 2021 году он сократился до 0,74. При этом не было ни одного региона, у которого показатель эффективности оказался бы выше 0,8 (максимальным показателем может быть единица), а количество регионов, которые получили более 0,7 балла, сократилось с девяти до семи. С другой стороны, резко упало число регионов-аутсайдеров, получивших менее 0,5 – их осталось только два (в 2020 году было 16 таких регионов). Худший регион – Хакасия - остался прежним, но даже у него немного увеличился итоговый показатель эффективности - с 0,416 до 0,428. Все это позволяет говорить и о том, что в регионах со слабым уровнем управленческой эффективности отмечались позитивные процессы, а власти активнее старались решать накопившиеся там проблемы.

Уменьшение поляризации российских регионов по уровню управленческой эффективности - позитивный результат 2021 года. С одной стороны, она показывает, что идеальных результатов в нынешних условиях добиться нереально, и даже у самых сильных регионов есть слабые места. С другой стороны, формируются, в том числе при участии федеральной власти, стандарты регионального управления, которым стремятся следовать все регионы, и благодаря этому даже в самых проблемных регионах возникают положительные тренды. Это можно признать оптимистическим результатом работы региональных властей в тяжелый период пандемии коронавируса, когда власти не сразу, но научились работать в неблагоприятных условиях - и не просто решать текущие проблемы, но и находить способы восстановления экономики, поддержания социальной сферы и решения политических задач, связанных в том числе с масштабной избирательной кампанией 2021 года.

Главной заслугой региональных властей в 2021 году стало их активное участие в восстановлении экономики. По этой причине средний балл эффективности в рамках финансово-экономического блока вырос с 0,572 до 0,591 (в 2020 году он, напротив, упал). В то же время средний балл по социальному блоку остался самым низким и за год не изменился (0,581). И это отражает объективные проблемы в социальной сфере, которые стали особенно рельефными в период пандемии. Произошло сокращение итогового балла эффективности в политико-управленческом блоке – с 0,638 до 0,623. Эта тенденция связана с заметными различиями в результатах голосования на федеральных, региональных и муниципальных выборах 2021 года, очень разной эффективностью лоббирования региональных интересов на федеральном уровне.

По итогам 2021 года при некотором снижении средних баллов эффективности позиции лидеров нашего рейтинга изменились не очень сильно, свидетельствуя о том, что в России сформировалась группа регионов с наилучшим образом организованной системой управления. Первое место удержала за собой Тюменская область, а входящий в тюменскую «матрешку» Ямало-Ненецкий АО остался на третьем месте. Важным результатом 2021 года стало улучшение показателей Москвы, которая вышла на второе место, тогда как в 2020 году столица занимала седьмое место. И это явное свидетельство эффективных усилий городских властей при решении экономических и социальных задач, что в 2021 году стало очень заметным. Тульская область со второго места переместилась на четвертое, а Белгородская - с четвертого на пятое. Чеченская Республика вернулась с пятого места на шестое.

В топ-10 изменения в целом небольшие. Главным и единственным примером появления нового региона в группе лучших стал приход в нее Челябинской области, занявшей восьмое место (в прошлый раз она была на 13-м). Напротив, не удалось удержаться в первой десятке Сахалинской области, которая была на 10-м месте, а теперь заняла 14-е. Сохранили позиции в первой десятке Ленинградская, Калужская и Ростовская области.

Напротив, положение во второй десятке, как обычно, менее устойчиво. В этой группе тоже осталось довольно много регионов (но с некоторой переменой мест): Санкт-Петербург, Московская область, Башкирия, Самарская, Липецкая и Воронежская области. За счет улучшения позиций вошли во вторую десятку три региона – Нижегородская и Калининградская области, а также Ненецкий АО. Напротив, трем регионам со второй десяткой пришлось расстаться. Это два региона на Дальнем Востоке (Якутия и Камчатский край) и Ханты-Мансийский АО.

Худшим регионом России уже не первый раз оказалась Хакасия - она также была на последнем месте в 2020 году, а ранее занимала его в 2018 году. Все это напоминает о проблемах, с которыми сталкивается регион в период правления коммуниста В.Коновалова. Примечательно, что все места в нижней шестерке (с 80 по 85) занимают сейчас республики, но только расположенные в разных частях страны. По-прежнему располагаются в группе аутсайдеров две южные республики – Ингушетия и Калмыкия, а также Бурятия. Калмыкия, находясь на предпоследнем месте, подобно Хакасии, получила итоговый балл эффективности ниже 0,5. В числе самых проблемных регионов еще две сибирские республики – Тыва и Алтай. В то же время двум республикам группу аутсайдеров удалось покинуть - ими стали Карелия и Северная Осетия. Причем Северная Осетия поднялась на сравнительно высокое для нее 69-е место, показав хорошую динамику.

Целый ряд регионов сохранили свои места и в проблемной группе «70-79». Среди них – Архангельская, Волгоградская, Курганская, Новосибирская области, а также Еврейская АО. Еще четыре региона ухудшили свои позиции и опустились в эту группу с более высоких мест. К их числу относится Хабаровский край, несмотря на относительно успешную избирательную кампанию М.Дегтярева; впрочем, в этом случае негативная динамика была небольшой (с 68-го на 70-е место). Кроме того, стали хуже позиции Орловской области с губернатором-коммунистом А.Клычковым, а также двух республик Приволжского федерального округа – Марий Эл и Удмуртии. При этом удалось выйти из проблемной группы и заметно улучшить показатели Иркутской области, где укрепляет свои позиции губернатор И.Кобзев, Владимирской области, где неуспешного губернатора из ЛДПР В.Сипягина заменил А.Авдеев, и Карачаево-Черкесии, глава которой Р.Темрезов избрался на очередной срок и был в течение года весьма активен. 

С полной версией рейтинга можно ознакомиться в разделе "Политические исследования", а также на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку