у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило Десятый рейтинг эффективности управления в субъектах РФ в 2022 году

17.01.2023

Десятый рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), – уникальный интегральный аналитический продукт, основанный на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических и рейтинговых данных. В представленном рейтинге даны оценки эффективности ныне действующей региональной власти и высшего должностного лица субъекта Федерации по итогам 2022 года. 

Анализ эффективности управления в регионах России по итогам 2022 года демонстрирует падение среднего балла эффективности на фоне новых вызовов и форс-мажорных обстоятельств, с которыми пришлось столкнуться практически всем регионам. Средний балл упал до 0,585, тогда как в 2021 году он составил 0,599 (в 2020 году – 0,597). Ранее мы отмечали рост эффективности региональной власти, связанный с преодолением последствий пандемии коронавируса. Адаптация к внешнему санкционному давлению и социально-экономической турбулентности в условиях 2022 года в регионах прошла весьма дифференцированно.

В 2022 году снизились и средние показатели по всем измеряемым блокам. Так, средний балл эффективности в рамках финансово-экономического блока упал с 0,591 до 0,566; средний балл по социальному блоку – с 0,581 до 0,575; средний балл по политико-управленческому блоку – с 0,623 до 0,615.

Таким образом, самое сильное падение произошло в рамках финансово-экономического блока, где показатели эффективности оказались наиболее низкими. Это противоречит тренду 2021 года, когда эффективность в рамках финансово-экономического блока существенно выросла (после спада в «пандемийном» 2020 году). Примечательно, что средняя эффективность в финансово-экономическом блоке оказалась в 2022 году чуть ниже, чем в 2020 году, в разгар пандемии коронавируса. Это вполне соответствует сложности вызовов, с которыми столкнулись регионы.

В то же время усилия регионов, направленные на стабилизацию социальной ситуации, выглядели достаточно эффективными. По этой причине эффективность в рамках социального блока упала не очень сильно. Наиболее высокими, как и ранее, остались средние баллы политико-управленческого блока, что свидетельствует о в целом адекватном качестве политического управления в регионах России, несмотря на небольшой спад показателей.

Первое место в 2022 году заняла Москва, Тюменская область переместилась на 2-е место; при этом итоговый балл столицы немного понизился - с 0,736 до 0,720. В этом году, как и в прошлом, не было ни одного региона, у которого показатель эффективности оказался бы выше 0,8 (максимальным показателем может быть единица), а число регионов, которые получили более 0,7 балла, сократилось с семи до четырех, также продолжая тенденцию 2021 года и соответствуя проблемам 2022 года.

Число регионов-аутсайдеров, получивших менее 0,5 единиц, напротив, увеличилось с двух до четырех (но это далеко не худший показатель, поскольку в 2020 году было 16 таких регионов). Худшим регионом осталась Хакасия, при этом немного снизив свой балл с 0,428 до 0,424.

Позиции лидеров

По итогам 2022 года, несмотря на некоторое снижение средних баллов эффективности, позиции лидеров остались стабильными. Это свидетельствует об их достаточном запасе прочности и способности противостоять кризисам.

На первое место вышла Москва, в прошлом году занимавшая второе место (и продемонстрировавшая значительный рост – с седьмого до второго места - в 2021 году). Бывший лидер рейтинга, Тюменская область, опустилась на второе место, а Ямало-Ненецкий АО остался на третьем. Четвертое место смогла сохранить Тульская область, а на пятое место вновь вернулась Чеченская Республика, занявшая в 2021 году шестое место. Белгородская область, напротив, переместилась с пятого места на шестое.

В топ-10 - те же самые регионы, что и в 2021 году. Во второй десятке изменения также были небольшими: в нее смог войти Татарстан, поднявшись с 25-го места на 16-е. А вот соседняя республика, Башкортостан, напротив, покинула вторую десятку, опустившись с 17-го на 21-е место.

Позиции аутсайдеров

Худшим регионом по итогам 2022 года оказалась Хакасия, занявшая последнее место в рейтинге третий раз подряд. Учитывая приближающееся в 2023 году истечение срока полномочий главы республики, коммуниста В.Коновалова это позволяет говорить о крайне слабых итогах его работы. При этом Калмыкия также продемонстрировала низкий уровень эффективности и осталась на предпоследнем месте.

Кроме того, в нижней десятке (80-89 места)[1] оказались Тыва и Бурятия, в прошлом году также занимавшие позиции среди самых ярко выраженных аутсайдеров. В группу аутсайдеров вошли Волгоградская область, Республика Коми, Карелия, Удмуртия, Еврейская АО и Орловская область. При этом Орловская область в этот раз заняла третье место с конца. Смогли улучшить свои позиции и покинули прошлогоднюю группу аутсайдеров Республика Алтай и Ингушетия, занимавшие четвертое и третье место с конца соответственно, а сейчас поднявшиеся до 78-го и 79-го места.

В проблемной группе «70-79» сохранили свои позиции пять регионов - Курганская, Архангельская, Новосибирская области, Республика Марий Эл и Хабаровский край. За счет улучшения позиций в нее в этот раз попали Республика Алтай и Ингушетия, ранее располагавшиеся среди аутсайдеров. Напротив, понизили свой рейтинг и оказались во второй с конца десятке две северокавказские республики – Карачаево-Черкесия и Северная Осетия, а также Ульяновская область. Покинули эту группу, только ухудшив свои позиции, Волгоградская область, Удмуртия, Еврейская АО и Орловская область. При этом улучшить позиции и подняться выше 70-го места из этой группы в 2022 году не смог ни один из регионов.

С полной версией рейтинга можно ознакомиться в разделе "Политические исследования", а также на портале "Региональные комментарии". 

[1] Количество анализируемых регионов увеличилось с 85 до 89.


Возврат к списку