у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Губернаторские кампании-2023: уровень конкуренции, риски для глав регионов и рамочный прогноз"

20.07.2023

1.Первый этап губернаторских кампаний: базовые тренды

1.Большинство регионов, в которых в 2023 году возможен более высокий уровень конкуренции в ходе губернаторских выборов, расположены в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Это может дополнительно усилить внимание высокопоставленных федеральных чиновников к этим территориям во второй половине июля – августе 2023 года, прежде всего по вопросам, касающимся реагирования на чрезвычайные ситуации, решения экологических проблем, возможно, модернизации коммунальной инфраструктуры и расселения аварийного жилья. В ряде случаев накопленный за предыдущие годы проблемный багаж действующего руководства регионов (например, в Якутии и Алтайском крае) или пока незначительный уровень укорененности врио губернатора в соответствующем субъекте (скажем, как у Виталия Хоценко в Омской области) может стать дополнительным стимулом для более плотной работы федеральных властей не только с региональной, но и с локальной повесткой.

2. В рамках кампаний губернаторов и врио в регионах с повышенным уровнем конкуренции растет роль федерального руководства «Единой России». Очевидная корреляция: чем выше уровень вовлеченности федеральных фигур партии большинства в губернаторские кампании, тем более явную ставку основной кандидат делает на социальную повестку. Одним из ярких примеров является тактика Сергея Сокола в Хакасии. Этот тренд, вероятно, будет вести к дополнительному усилению роли «Единой России» в сфере контроля за реализацией федеральных инициатив на местах (тенденция начала активнее проявляться уже в первой половине 2023 года) и подготовки социальных инициатив - в том числе в президентской кампании Владимира Путина в период с осени 2023 по весну 2024 года, а также, вероятно, на перспективу 2024-2030 годов.

3.Учитывая, что губернаторские кампании в большинстве случаев менее заметны, чем выборы в заксобрания, отказ партий «Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» от выдвижения кандидатов в целом ряде регионов (в том числе там, где у них были достаточно прочные позиции по итогам парламентской кампании-2021) вряд ли будет для них фатальным. Тем не менее такая тактика приводит к потере инициативы партий в борьбе за колеблющийся протестный электорат, что может стать дополнительным аргументом в пользу переформатирования этих политических проектов в 2024-2026 годах.

4.На протестном фланге в большинстве губернаторских кампаний выше шансы у кандидатов от КПРФ. Однако сохранение шансов на достаточно активные кампании ряда кандидатов от ЛДПР (например, Бориса Чернышова в Москве, Александра Глискова в Красноярском крае, Владислава Числова в Орловской, Антона Минакова в Псковской области) могут расширить возможности этой партии в рамках конкуренции за колеблющийся протестный электорат в перспективе и привести к новому усилению ее внимания к социальной повестке (как это наблюдалось, например, накануне парламентской кампании 2016 года). Учитывая, что вероятность существенных кадровых ротаций в руководстве КПРФ в 2024-2026 годах может возрасти, как минимум часть кандидатов в губернаторы от этой партии, которые проведут наиболее резонансные кампании в нынешнем году, могут быть востребованы в качестве федеральных публичных фигур КПРФ в ходе предстоящих парламентских выборов.

5.Степень результативности кампаний действующих губернаторов и врио глав регионов (прежде всего в сфере выстраивания эффективно работающих каналов обратной связи, а также масштабных проектов по укреплению технологического суверенитета) может повлиять на географию предвыборных рабочих поездок Владимира Путина в конце 2023 – первые месяцы 2024 года. Президент может посетить регионы, в которых в ходе нынешних губернаторских кампаний будут представлены наиболее перспективные практики по этим направлениям. Примером сопряжения федеральной и региональной повесток в преддверии президентской кампании уже стало, например, проведение президентом серии тематических мероприятий при участии Сергея Собянина на различных площадках в Москве (отметим, например, совещания по развитию беспилотной авиации и речного судоходства).

2.Ситуация в регионах: уровень конкуренции

Регионы, в которых в сентябре 2023 года пройдут губернаторские выборы, можно разделить на несколько групп.

1.Высокококурентные кампании предполагают сохранение существенных мобилизационных возможностей и внутриэлитной поддержки у одного или нескольких оппозиционных кандидатов, при этом при определенных условиях не исключен второй тур.

2. Уровень конкуренции выше среднего может наблюдаться в субъектах, традиционно демонстрирующих высокий протестный потенциал, - при наличии дополнительных факторов уязвимости у действующих глав или врио губернаторов. При таком сценарии могут использоваться дополнительные стимулы для мобилизации оппозиционного электората – например, проведение одновременно с выборами губернаторов также кампаний в заксобрания регионов.

3.Протестные регионы со средним уровнем конкуренции – это субъекты, в которых при наличии заметного протестного потенциала (с учетом достаточно высокого уровня поддержки оппозиционных партий в ходе предыдущих кампаний) снижены возможности для реализации конкурентного сценария кампании (например, из-за отказа от участия в выборах или в регистрации в качестве кандидатов наиболее влиятельным оппозиционным игрокам регионального уровня).

4. Стабильные регионы с нишевыми кампаниями оппозиционных кандидатов – субъекты с устойчивыми позициями действующих губернаторов или врио, где при этом наблюдается заметный уровень конкуренции за влияние на протестном фланге между оппозиционными игроками.

5. Патерналистские регионы с ограниченным уровнем конкуренции характеризуются традиционно ограниченным уровнем поддержки оппозиционных кандидатов и высокими результатами «Единой России» и ее кандидатов в ходе предыдущих кампаний.

По мере развертывания губернаторских кампаний ситуация в соответствующих регионах может меняться. Например, появление дополнительных факторов роста протестных настроений (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, существенные управленческие ошибки руководства субъектов) может повысить уровень конкуренции в ходе кампании, а ограниченная активность оппозиционных кандидатов или их выбывание – привести к снижению этого показателя.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Политические исследования", а также на портале "Региональные комментарии".


Возврат к списку