у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Выборы в законодательные собрания–2023: базовые тренды, предвыборные кластеры, факторы лояльного и протестного голосования"

24.08.2023

1. Базовые тренды избирательных кампаний

1.Среди регионов, в которых в 2023 году проходят кампании в заксобрания, можно выделить 3 ключевых предвыборных кластера: 9 северных, сибирских и дальневосточных территорий; 5 новых и приграничных; 4 субъекта Центрального Нечерноземья. Эти выборы могут оказать влияние и на федеральную медиа-повестку:

  • кампании в «северном» кластере, скорее всего, будут дополнительно усиливать внимание к проблемам ЖКХ и борьбы со стихийными бедствиями;
  • в «нечерноземном» - к поддержке малых городов и демографической политике;
  • в «приграничном» - к проблемам безопасности и, возможно, развития социальной инфраструктуры и АПК.

Такое распределение предвыборных регионов может дополнительно способствовать усилению влияния федеральных деятелей, курирующих вопросы стройкомплекса, арктическую и дальневосточную повестку, руководства Минсельхоза, а также «Единой России» - с учетом инициатив партии по контролю за реализацией на местах нацпроектов. Этот тренд, скорее всего, сохранит значение и после Единого дня голосования – как минимум в течение осени 2023 года. Возможно, он может косвенно повлиять и на повестку президентской кампании.

2.«Северный» и «нечерноземный» кластеры исторически являлись зонами активной конкуренции между КПРФ и ЛДПР. По сравнению с парламентскими выборами 2021 года можно ожидать перераспределения части протестного электората от КПРФ к ЛДПР и другим серьезным оппозиционным игрокам, проявляющим активность на уровне соответствующих регионов. Заметны, например, достаточно благоприятные стартовые позиции «Справедливой России – За правду» в Ярославской области и Якутии. Кампании 2023 года могут оказать заметное влияние на имидж парламентских оппозиционных сил (прежде всего в смысле их восприятия потенциальными ресурсными кандидатами из регионов) на перспективу 2024-2025 годов. В рамках Единого дня голосования-2024 значительная доля кампаний в заксобрания пройдут в патерналистских и электорально управляемых регионах, то есть будут не вполне показательными с точки зрения степени влияния оппозиционных игроков на протестном фланге.

3.На позиции партии «Новые люди» по итогам Единого дня голосования будет влиять два противоположных тренда. С одной стороны, выборы в заксобрания проходят в ряде регионов, где эта партия в ходе думской кампании 2021 года получила результат заметно выше федерального (например, в Якутии, Бурятии, Калмыкии). С другой – от этой партии на выборах всех уровней было выдвинуто и зарегистрировано заметно меньше кандидатов, чем от «старых» парламентских оппозиционных игроков. По данным главы ЦИК (без учета новых регионов), больше всего зарегистрированных кандидатов ожидаемо было выдвинуто «Единой Россией» (33 тыс.), слабее по уровню активности ЛДПР (8,6 тыс.), КПРФ (8.3 тыс.), СРЗП (6,7 тыс.). Все парламентские партии существенно опережают по этому показателю партию «Новые люди» (2,5 тыс.). Пока это не является фатальной проблемой на «НЛ», но недостаточно интенсивная работа партии с региональными кадрами может ослабить ее позиции в ходе подготовки к парламентской кампании 2026 года. В результате часть ресурсных кандидатов будет ориентирована на работу с другими проектами (в том числе непарламентскими).

4.Преимущество «Единой России» в новых регионах в работе с региональными элитами и сохранение там высокого уровня электоральной поддержки будут с высокой вероятностью иметь долгосрочный характер. Многие практики, которые используются партией в этих субъектах (гуманитарные и партийные проекты, работа общественных приемных), могут сыграть заметную роль в углублении интеграции этих регионов в социально-экономическое пространство России, а также найти применение и в других частях страны. На оппозиционном фланге в этих регионах некоторые стартовые преимущества получают КПРФ, которая может опереться на активистов, ранее работавших с Компартией Украины, а также, возможно, ЛДПР - с учетом ее внимания к актуальной в этой части страны силовой повестке.

5.Региональные кампании 2023 года затрагивают целый ряд регионов с высоким протестным потенциалом. Это мотивирует «Единую Россию» (включая ее федеральные структуры) более плотно работать с проблемными темами регионального уровня, в том числе по вопросам ЖКХ, экологии, защиты прав сотрудников бюджетных учреждений. Это может способствовать усилению роли «Единой России» в президентской кампании 2024 года. Показательно в этом смысле сделанное недавно заявление секретаря Генсовета «Единой России» Андрея Турчака о том, что подготовка к Единому дню голосования-2023 позволит партии протестировать электоральные механизмы, которые будут задействованы и в ходе федеральных выборов 2024 года.

2.Ситуация в регионах: краткая характеристика и рамочный прогноз АПЭК

Регионы, в которых 10 сентября 2023 года пройдут выборы в заксобрания, можно разделить на несколько групп.

1.К субъектам с высоким протестным потенциалом относятся территории, где уже были прецеденты лидерства в ходе предыдущих избирательных кампаний регионального и федерального уровня оппозиционных партий и кандидатов. При этом ряд факторов (например, уязвимые позиции действующих глав регионов) способствует сохранению заметных электоральных возможностей оппонентов властей.

2. В регионах со средним протестным потенциалом оппозиция может получать высокие - в ряде случаев сопоставимые с уровнем поддержки партии большинства – результаты. Тем не менее ряд факторов свидетельствует об устойчивом лидерстве «Единой России» в рамках избирательной кампании.

3. Патерналистские регионы – территории, в которых наблюдается устойчивое доминирование кандидатов лояльного пула и «Единой России» в ходе избирательных кампаний. К ним относится прежде всего часть национальных республик и территории с особой социально-экономической спецификой (например, новые субъекты).

4. Электорально управляемые регионы с отдельными зонами протестного голосования – субъекты с высоким уровнем поддержки кандидатов лояльного пула и партии большинства, включающие в свой состав муниципальные образования с выраженным протестным голосованием.

На завершающих этапах выборов в заксобрания ситуация в части регионов может измениться. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы, существенные управленческие ошибки руководства субъектов могут приводить к росту поддержки оппозиции в регионах со средним протестным потенциалом. В то же время результативные избирательные кампании «Единой России» и кандидатов лояльного пула, эффективные шаги федерального центра по снижению социально-политической напряженности в проблемных субъектах, ограниченная активность оппозиционных игроков может вести к заметному укреплению «Единой России» по сравнению с предыдущими электоральными циклами.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Политические исследования", а также на портале "Региональные комментарии".


Возврат к списку