у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Выборы мэра Москвы-2023: прогноз АПЭК"

01.09.2023

Финал кампании: базовые тренды

На завершающем этапе кампании по выборам мэра Москвы по-прежнему наблюдается преимущественно нишевая тактика оппозиционных кандидатов и активная работа Сергея Собянина как с региональной, так и с федеральной повесткой.

1.Предвыборный период был связан с повышенным вниманием Кремля к инициативам Собянина и управленческим практикам, применяемым в Москве. Среди мероприятий с участием Владимира Путина, в ходе которых поднимались подобные вопросы, только в течение лета 2023 года можно выделить посещение Северного речного вокзала и совещание по развитию речного судоходства, пленарное заседание Форума будущих технологий, открытие движения по третьему Московскому центральному диаметру и заседание президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта. Показательно и внимание Президента к предложениям мэра Москвы в сфере промышленного развития. Вопросы развития транспортной и социальной инфраструктуры города, создания новых рабочих мест (в том числе благодаря поддержке высокотехнологичных отраслей), городского благоустройства, программ для старшего поколения и молодых семей стали важной составляющей позитивной повестки, которую Сергей Собянин транслировал в избирательной кампании.

2.Кампании оппозиционных кандидатов сохраняют нишевый характер. Конечно, предпринимаются попытки этих политиков акцентировать внимание на более широкой проблематике, чем та, которая ассоциируется с представляемыми ими партиями. Например, кандидат от ЛДПР Борис Чернышов напомнил о ряде своих инициатив в социальной сфере («Первосентябрьский капитал» для помощи родителям школьников, карта «Отцовский капитал», специальная премия «Московский бонус» с ежегодными выплатами «всем добропорядочным москвичам»), а выдвинутый «Новыми людьми» Вячеслав Даванков обратился к ряду тем в сфере безопасности (предложение о создании единого информационного центра по борьбе с наркотиками или об открытии горячей линии для сбора сообщений о замеченных в небе беспилотных летательных аппаратов). Тем не менее информационный резонанс от инициатив оппозиционных кандидатов остается недостаточным для того, чтобы привлечь внимание значительной части колеблющихся избирателей.

Прогноз АПЭК: оппозиционные кандидаты смогут лишь частично мобилизовать потенциал электоральных ниш, на которые они ориентируются.

3.Явка избирателей в ходе выборов мэра Москвы в 2018 году составила 30,9%. Применение дистанционного электронного голосования (ДЭГ) привело к росту активности избирателей. Например, явка избирателей на выборах в Госдуму в Москве в 2021 году по сравнению с аналогичными показателями 2016 года выросла в 1,4 раза - с 35,2% до 50,26%. Как правило, активность избирателей в ходе региональных избирательных кампаний находится на более низком уровне, чем на федеральных. По данным исследования Russian Field от 3-5 августа 2023 года, 70% московских респондентов заявили, что намерены, а 49% - что точно намерены принять участие в выборах.

Прогноз АПЭК: базовый инерционный сценарий предполагает явку на выборах мэра Москвы в диапазоне 44-48%. При определенных условиях возможна и активность выше этого уровня (например, в случае существенной активизации кампании по информированию горожан о предстоящих выборах).

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Региональные исследования", а также на портале "Региональные комментарии".

Возврат к списку