у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Инфраструктурная политика: достижения новой России и вызовы будущего"

23.11.2023

Владимир Путин традиционно акцентирует внимание на необходимости сопряжения разных направлений инфраструктурного развития. Например, в ходе торжественной церемонии открытия инфраструктурных объектов в регионах 15 июня 2023 года президент отметил, что «масштабные транспортные проекты дают толчок комплексному развитию территорий, городов и поселков, служат стимулом для жилищного и инфраструктурного строительства в регионах». 

Кроме очевидного эффекта для развития стройкомплекса (как отметил в апреле 2023 года вице-премьер Марат Хуснуллин, «в целом рост по объему строительных работ за последние три года составил почти 15%», несмотря на фактор пандемии и санкционного давления), а значит, создания новых рабочих мест в этой сфере, инфраструктурное строительство решает и целый ряд стратегических задач.

1.Очевидно, что развитие сети автомобильных и железных дорог, инфраструктуры для морского и воздушного транспорта в зоне притяжения транспортных коридоров международного значения (в том числе «Европа-Западный Китай», «Север-Юг», «Северного морского пути») способствует укреплению внешнеполитического влияния России. Проекты таких международных коридоров одновременно становятся драйверами инфраструктурного развития российских регионов (например, по данным Евразийского банка развития, только в рамках развития МТК «Север-Юг» в России была предусмотрена реализация 52 различных проектов с общим объемом инвестиций около 13,2 млрд. долларов США). Однако модернизация коммунальной и социальной инфраструктуры также имеет значение для реализации международно значимых проектов, повышая инвестиционную привлекательность российских городов, в том числе для крупных корпораций из дружественных и нейтральных стран.

2.Реализация транспортных инфраструктурных проектов позволяет сократить различия в уровне экономического развития между регионами, расширяя возможности россиян из разных субъектов по поиску работы без отъезда на новое место жительства, а также способствуя осуществлению новых инвестпроектов на местах. Например, как напомнил в августе 2023 года мэр Москвы Сергей Собянин. В рамках развития Центрального транспортного узла будет проведена масштабная модернизация инфраструктуры для пассажирских перевозок между Москвой и крупнейшими из ближайших областных центров, она охватит 11 регионов с населением 31 млн. человек.

3.Осуществление инфраструктурных проектов различного профиля становится главным фактором новой индустриализации — от сферы транспортного машиностроения и производства медицинского оборудования до металлургии. Например, в рамках инвестпрограммы РЖД на 2023 год средства на закупку подвижного состава увеличены в 1,5 раза по сравнению с 2022 годом и составили более 202 млрд руб. Такой курс способствует импортозамещению и в собственно строительной отрасли. К 2023 году в России удалось нарастить долю отечественных стройматериалов до 93,3% при возведении социальных объектов.

4.Курс на интенсивное инфраструктурное развитие становится одним из факторов укрепления социально-политической стабильности в регионах. Объяснимо в этой ситуации, что контроль за строительством социальных объектов стал одной из ключевых задач «Единой России». Например, с момента утверждения в 2021 году Народной программы партии по состоянию на октябрь 2023 года было реконструировано 2,6 тысяч школ и 2,5 тысяч медицинских учреждений, введены 1,5 тысячи быстровозводимых ФАП. Обновление коммунальной инфраструктуры также приобретает политическое значение, позитивно влияет на социально-политические настроения на местах. 

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Политические исследования", а также на портале "Региональные комментарии".


Возврат к списку