АПЭК подготовило аналитический доклад "Региональные кампании-2024: уровень конкуренции, протестный потенциал и территориальная специфика"
Новая электоральная политика Кремля. «Вызов моделирования» и другие вызовы
Заявленная Кремлем новая электоральная политика, ориентирующая региональные администрации на отказ от «сверхбольших результатов» для идущих на выборы губернаторов и врио, а также списков «Единой России», предполагает целый ряд вызовов как для политиков лояльного пула, так и для оппозиции.
Оптимальным результатом для выходящих на выборы губернаторов и врио после известного «сенежского» послания федеральной власти должно стать достижение в сентябре 2024 года уровня поддержки от 55% до 67-68% голосов. На выборах в заксобрания оптимальным теперь будет считаться результат, при котором абсолютное большинство контролируется «Единой Россией», а квалифицированное — более широкой коалицией, куда могут войти и лояльные депутаты от системных оппозиционных партий. Не исключено, что возможны корректировки при реализации этой стратегии в регионах с особой спецификой, например, в национальных республиках.
Главным становится «вызов моделирования» избирательных кампаний. Ожидаемый результат кандидата от власти на губернаторских выборах 67-68%, а тем более 55% формирует иной, чем прежде, рисунок кампании: более дифференцированный с точки зрения состава ее участников и более конкурентный с точки зрения ее характера. Становится вновь вероятным появление доминирующих оппозиционных игроков с уровнем поддержки 15% и более.
В ходе губернаторских кампаний формируется вызов сохранения баланса политических сил в регионе: более высокий, чем ранее, результат кандидата от лидирующей на оппозиционном фланге партии может привести к росту притязаний этой политической силы на реальное влияние в политическом процессе и накануне других избирательных кампаний в субъекте (в том числе на парламентских выборах 2026 года). При этом - с учетом тактики оппозиционных партий, чаще выдвигающих на губернаторских кампаниях региональных политиков второго-третьего эшелона - даже режим наибольшего благоприятствования для таких кандидатов может и не обеспечить рост их поддержки.
В рамках выборов в заксобрания аналогичный вызов приобретает более масштабный и долгосрочный характер: расширение представительства оппозиционных сил в региональных парламентах может как укреплять переговорные позиции этих партий на перспективу ближайших лет, так и расходиться с интересами части политиков, которые рассчитывали на прохождение в эти органы власти от «Единой России».
В патерналистских и электорально управляемых регионах, а также части субъектов с ограниченным протестным потенциалом (см. классификацию предвыборных территорий в разделе «Кампании-2024: уровни протестного потенциала») внутриполитические блоки региональных администраций чаще могут делать ставку на создание относительно более благоприятных условий для кампаний кандидатов от доминирующих на протестном фланге оппозиционных игроков (чаще в такой роли может выступать КПРФ). В регионах с более высоким протестным потенциалом предвыборная стратегия внутриполитических блоков может быть связана с курсом на дробление оппозиционного фланга за счет поддержки менее влиятельных игроков на этом поле (в том числе непарламентских партий).
С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Политические исследования", а также на портале "Региональные комментарии".