у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило рейтинг влияния глав субъектов РФ в июле 2024 года

06.08.2024

1. Федеральная политика в отношении регионов

1. На горизонте 2024-2026 годов новая электоральная политика Кремля (НЭП) может привести к переформатированию политического пространства, формат и масштаб которого еще предстоит определить. Однако НЭП уже имеет значение и в ходе кампании-2024. В ее рамках оптимальным результатом для выходящих на выборы губернаторов и врио признается достижение уровня поддержки на выборах в диапазоне от 55% до 67-68% голосов (с возможными корректировками такой стратегии для регионов с особой спецификой, например, национальных республик). А в рамках кампаний по выборам в заксобрания — достижение контроля за абсолютным большинством мест в региональных парламентах со стороны «Единой России», а также сохранение квалифицированного большинства мест за более широкой коалицией, куда могут войти и лояльные представители системной оппозиции.

В ходе решающего этапа предвыборной кампании такой курс должен привести к усилению конкуренции, в том числе, в рамках кампаний по одномандатным округам на выборах в заксобрания и муниципальные представительные органы. В частности, в этих условиях могут появиться дополнительные возможности для привлечения спонсорских средств кандидатами от системной оппозиции (в ряде случаев, включая действующих в системных рамках политиков от непарламентских партий).

Новая электоральная политика Кремля будет усиливать позиции доминирующих игроков оппозиционного фланга на уровне регионов (в большинстве случаев в такой роли может выступить КПРФ). Такие игроки могут выходить на уровень поддержки в 15% голосов и более. В то же время в ряде случаев это может расширить возможности партий, ставших на уровне региональных и муниципальных выборов «платформами» для выдвижения ресурсных кандидатов, покинувших более старых оппозиционных игроков. Приоритетные возможности выступить в качестве такой платформы сохраняют «Новые люди», но в ряде случаев такую роль также могут сыграть СРЗП, ЛДПР и некоторые непарламентские партии.

2. Курс Кремля на поддержку ВПК будет оказывать заметное влияние на ситуацию и внутриэлитный баланс в регионах в обозримом будущем. Показательно, например, что в ходе состоявшейся в июле 2024 года рабочей встречи Владимира Путина с гендиректором «Ростеха» Сергеем Чемезовым был снова поставлен вопрос о необходимости «большой модернизации и ремонта» предприятий по производству оборонной продукции, которые были переданы на баланс корпорации в 2023 году. Кроме того, было упомянуто о реализации жилищной программы «Квадратные метры «Ростеха», направленной на стимулирование продолжения работы высококвалифицированных молодых специалистов в отрасли— этим проектом охвачено 17 регионов. Отмечалось, что в ближайшее время реализация подобных проектов начнется в Перми, в Рыбинске (Ярославская область) и Арсеньеве (Приморский край).

Таким образом, усилия федеральных властей по развитию ВПК уже в перспективе 2025-2026 годов могут способствовать не только укреплению влияния руководства профильных предприятий на региональном уровне, но и перераспределению баланса сил среди игроков стройкомплекса - за счет усиления позиций бизнесменов и управленцев, которые будут вовлечены в эти проекты. Безусловно, эти тенденции получают политическое значение, учитывая, что со строительной сферой связаны интересы ряда депутатов заксобраний и Госдумы. Вероятное изменение внутриэлитного баланса становится одним из факторов, которые будут способствовать кадровому обновлению Госдумы следующего созыва - прежде всего в связи с ротациями среди депутатов, представляющих регионы-центры оборонной промышленности.

На фоне рабочей встречи Путина с Чемезовым и внимания федеральных властей к поддержке отрасли в целом восходящий тренд затрагивает позиции руководства ряда регионов-центров ВПК: губернатора Московской области Андрея Воробьева (с 8-го на 5-е место), губернатора Нижегородской области Глеба Никитина (с 13-го на 6-е место), главы Свердловской области Евгения Куйвашева (с 35-го на 27-е место), врио главы Самарской области Вячеслава Федорищева (с 48-го на 42-е место), губернатора Пермского края Дмитрия Махонина (с 62-го на 61-е место), врио губернатора Тульской области Дмитрия Миляева (с 81-го на 77-е место).

С полной версией рейтинга можно ознакомиться в разделе "Рейтинги и рэнкинги", а также на портале "Региональные комментарии".


Возврат к списку