у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило восьмой рейтинг эффективности управления в городских округах Российской Федерации

25.12.2024

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) представляет восьмой рейтинг эффективности управления в городских округах Российской Федерации. Наш рейтинг основан на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических данных. Он представляет собой результаты уникального исследования, не имеющего аналогов в российской практике изучения муниципальной власти

В отличие от выпускаемого АПЭК рейтинга эффективности управления в субъектах Федерации рейтинг не привязан к личности главы территории, что обусловлено сохранением во многих городах «двуглавой» модели местного самоуправления и связанным с этим распределением ответственности между различными властными органами муниципального уровня. Поэтому рейтинг эффективности управления в городских округах не имеет прямо персонифицированного характера и призван показать актуальные результаты работы муниципальной власти в целом. В представленном рейтинге даны оценки эффективности работы городской власти за 2024 год.

В 2024 году муниципальная власть в России оказалась в эпицентре важных политических процессов и отличалась заметно возросшей кадровой динамикой. При этом не реализовались ожидания того, что в 2024 году будет продолжено рассмотрение базового закона об организации местного самоуправления в единой системе публичной власти. Вызвавший немало политических споров законопроект, принятый в первом чтении еще в самом начале 2022 года, так и не был вынесен на второе чтение в декабре 2024 года, и теперь его рассмотрение переносится на 2025 год.

В то же время в рамках действующей системы местного самоуправления в течение года произошло немало изменений. Изменения системы МСУ были связаны как с частой коррекцией моделей местного самоуправления в поиске их оптимизации, так и с многочисленными кадровыми заменами муниципальных руководителей. В 2024 году отказался от неудобной двухуровневой модели городского самоуправления Челябинск, который вновь стал единым муниципальным образованием. С этим событием совпала и смена главы города: место Н.Котовой, перешедшей в Совет Федерации, занял А.Лошкин.

В целом ряде городов были реализованы решения по отмене прямых выборов мэров. В Улан-Удэ мэром остался И.Шутенков, но теперь он возглавил город уже в соответствии с моделью сити-менеджера. Впрочем, при всех этих изменениях Улан-Удэ так и остался на последнем месте нашего рейтинга (см. ниже). После отставки мэра Новосибирска, коммуниста А.Локотя, случившейся в самом конце 2023 года, в городе, тоже согласно модели сити-менеджера, появился новый мэр М.Кудрявцев, ранее работавший в команде губернатора А.Травникова и бывший также депутатом Госдумы от «Единой России». Принято решение об отмене прямых выборов мэра Якутска (на перспективу), но пока в городе продолжает работать выборный мэр Е.Григорьев.

В то же время в тех городах, где прямые выборы сохранились, в 2024 году действующая власть продемонстрировала прочность позиций, так что существенных рисков для нее на прямых выборах на самом деле не возникало. В Абакане уверенно избран на второй срок представитель «Единой России» А.Лёмин. А в Анадыре в выборах принял участие новый кандидат «Единой России» С.Спицын, также одержавший убедительную победу и сменивший таким образом Л.Николаева.

С полной версией исследования можно ознакомиться в разделе "Политические исследования", а также на портале "Региональные комментарии".

Возврат к списку